Наталия Клепикова
Конспект по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы «День рождения Сони»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы
Тема: «День рождения Сони»
Цель: знакомство со звуком [С] и буквой «С». Закрепление зрительного образа буквы «С».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• продолжать формировать понятие «согласный звук»;
• учить давать характеристику звука «С»;
Публикация «Конспект по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы „День рождения Сони“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• упражнять в звуковом анализе слогов;
• упражнять в определении места звука в слове;
• познакомить с буквой «С», её графическим изображением.
Коррекционно – развивающие:
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать у детей мышление и слуховое внимание;
• совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза;
• укреплять глазные мышцы и снимать с них напряжение.
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать доброжелательность, отзывчивость и инициативность;
• воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: магнитная доска, игрушка Буратино, мячики-ёжики на каждого ребёнка, «волшебный» мешочек с мелкими игрушками, предметные картинки, картинка – символ звука «С», схема слова, фишки красного, синего и зеленого цвета, пластилин, фасоль.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает начать занятие. Дети встают в круг, берутся за руки.
Тили-бом, тили-бом,
Заниматься мы начнем.
Дружно за руки возьмемся,
Все друг другу улыбнемся.
Друга слева ласково назовем.
Дети поднимают вверх левую руку, находят друга слева и по очереди называют имя, стоящего слева ласково.
2. Объявление темы занятия.
Логопед : - Сегодня к нам на занятие должен придти сказочный герой, а кто это будет, догадайтесь сами. Я его имя буду называть по слогам, а вы скажете мне его полностью. Готовы? Бу-ра-ти-но.
Дети: - Буратино.
Появляется игрушка Буратино с подарочной коробочкой в руках.
Буратино: - Здравствуйте, дети.
Дети: - Здравствуй, Буратино.
Логопед : - Буратино, а что же такое у тебя в руках?
Буратино: - В этой коробочке подарки для моей подружки. У нее сегодня день рождения и я спешу к ней в гости. Хотите посмотреть, что у меня в коробочке?
Буратино достает из коробочки картинки и вешает их на магнитную доску.
Логопед : - Посмотрите, дети, какие подарки приготовил Буратино своей подружке: самолет, самокат, сапоги, сумка, собака, сова.
Мне кажется, что у всех этих слов есть что-то общее.
Дети: - Все они начинаются на звук «С».
Логопед : - Буратино, почему ты подобрал такие подарки?
Буратино: - Все очень просто. Мою подружку зовут Соня и ее любимый звук «С», поэтому и названия подарков, которые я хочу ей подарить, начинаются на звук «С».
3. Игра «Волшебный мешочек»
Логопед : - Мы бы тоже хотели сделать подарки твоей подружке Соне.
Дети по очереди достают из мешочка игрушки и определяют, можно ли их подарить Соне (начинаются они на звук «С» или нет).
4. Характеристика звука «С».
Логопед : - Ты очень интересно придумал. Думаю, что твоя подружка будет очень рада. А ты знаешь, какой это звук? Наши дети умеют давать характеристику звука. Дети, посмотрите, где мы можем услышать звук «С»? Логопед показывает картинку – символ звука ( папа поливает огород и из шланга льется вода: сссссссс….). Определим, какой это звук. Произнесите его. Посмотрите в зеркало. Что вы увидели? Можно этот звук петь? Может ли песенка свободно тянуться? (Нет, во рту есть преграда: зубки и язычок. Значит, этот звук согласный.) Верно. Фишкой какого цвета мы будем его обозначать? (Синей фишкой.)
Звук «С» твердый или мягкий? (Твёрдый). Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук, какой он? (Горлышко спит, звук глухой). Верно. Еще раз повторим характеристику звука. Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой.
Буратино: - Здорово. Я запомню, что звук «С» - гласный, мягкий, звонкий, обозначаем фишкой красного цвета. Правильно?
Логопед : - Нет, глупенький Буратино. Напомните, дети, Буратино какой звук «С».
Дети: - Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой.
Буратино: - Какие вы умненькие ребятки. Значит, я не зря к вам попал. Вообще то, я пришел к вам за помощью, мне хотелось Соне подарить букву «С», но не знаю, как она выглядит и как ее сделать. Вы мне поможете?
5. Игра «Поймай звук С»
Логопед : - Конечно, поможем, но сначала поиграй с нами. Мы с ребятами любим ловить звуки. Сегодня мы будем ловить звук «С». Приготовьте ладошки, слушайте внимательно. Я закрою свои губы экраном, чтобы они вам не подсказывали.
• А, у, с, и, ы, о, с, п, м, р, с, д, т, ш, ж, с.
• Ам, ас, он, ох, ос, му, лу, су, до, ты, сы.
• Дом, оса, мак, рак, сок, коса, лук, кот, мост.
Логопед произносит звуки, слоги, слова, а дети хлопают, когда слышат звук «С».
6. Игра «Восстанови слово» - с мячом.
Логопед : - Молодцы! Вы так громко хлопали, что звук «С» вылетел из многих слов. Восстановите эти слова.
*неговик, *негурочка, *адовник, *апоги, *умка, * анки.
7. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.
Раз – нагнулся, два – нагнулся. Наклоны вниз, пальцами касаемся пола.
Руки в стороны развел. Руки в стороны, пожимать плечами.
Ключик видно не нашел. Повороты головой вправо и влево.
Чтобы ключик нам достать. Грозим пальцем правой руки, затем пальцами левой
руки.
Надо на носочки встать. Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.
8. Игра «Где спрятался звук?»
Логопед : - А ты знаешь, Буратино, что звуки могут играть с нами в прятки. Дети, где могут прятаться звуки?
Дети: - В начале, в середине и в конце слов.
Логопед выдаёт детям схему слова, показывает картинку, а дети определяют место звука «С» в слове и накладывают фишку на схему (начало слова, середина или конец).
9. Игра «Третий лишний»
Логопед : - Пока мы с вами искали, где же спрятался звук «С», Буратино навёл порядок у себя в шкафу с игрушками. Посмотрим, нет ли чего-то лишнего на полках.
Логопед вывешивает на доску «полочку» с картинками, а дети определяют, какая игрушка лишняя, обращая внимание на место звука «С» в слове и на количество звуков «С».
10. Гимнастика для глаз.
Логопед : - Какие внимательные глазки у наших ребят! Но, глазки могут уставать. Чтобы они отдохнули, надо сделать гимнастику для глаз. Помогут нам ее сделать ваш пальчик. Приготовьте указательный палец и смотрите глазами на него, а голова, как будто заморожена, не должна двигаться.
Посмотрите далеко. Дети вытягивают руку вперёд, смотрят на кончик пальца.
Посмотрите близко. Подносят палец к носу.
Посмотрите высоко. Поднимают руку вверх.
Посмотрите низко. Опускают руку вниз.
Руку в сторону веду. Отводят руку вправо.
А затем в другую. Отводят руку влево.
А потом огромный круг
я глазами нарисую. Пальчиком рисуют круг, а глазами следят за пальцем.
Затем зажмуривают глаза и часто ими моргают.
11. Знакомство с буквой «С».
Логопед : - Как весело мы поиграли с Буратино. Но мы совсем забыли, что обещали ему помочь сделать букву «С». Посмотри, Буратино, как выглядит буква, обозначающая звук «С». Подумайте, на что похожа буква «С»? Ответы детей. Про нее написали стишок:
«С» - от бублика кусок,
Кто-то съел в нем правый бок.
Логопед : - Посмотри, Буратино, мы с ребятами можем букву «С» сделать из пальчиков. Указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Логопед : - А теперь я предлагаю вам сделать для Буратино букву «С» из пластилина. Но сначала нам надо подготовить наши пальчики к работе. Возьмите наши мячики-ёжики.
12. Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю…».
Я мячом круги катаю, Катать мячик-ёжик между ладошками.
Взад, вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку. Катать мяч между ладошками вперёд-назад.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка. Сжимать мячик сначала правой рукой, затем левой.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну. Нажимать на мячик сначала пальцами правой руки, затем левой.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук. Подкинуть мяч между рук.
13. Лепка буквы «С»
Логопед выдает детям кусочки пластилина красного и синего цвета. Предлагает выбрать, какого цвета будет буква «С». Дети вспоминают, что она обозначает согласный звук, и выбирают синий пластилин.
Дети лепят букву «С» из пластилина и украшают ее фасолью. Затем проводят пальцами по букве, запоминая ее образ и правильное написание.
14. Итог занятия
Логопед : - Дети, Буратино благодарит вас за помощь. Ему пора уходить. Он спешит на день рождения к своей подружке. Да и наше занятие подошло к концу. Дети, с каким звуком мы играли сегодня на занятии? Какой это звук? Почему он согласный? Почему он глухой?
Что на занятии вам понравилось больше всего?