елена зыкина
«В гости к Буковке». Образовательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, продолжать учить составлять и читать слоги.
Публикация «„В гости к Буковке“, Образовательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, модуляцию голоса, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, продолжать учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; воспитывать интерес к обучению грамоте.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения: организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте
Оборудование: Буковка, конверты с фишками красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, предметные картинки, мяч, карточки с изображением гласных и согласных букв, домик Буковки с буквами из уголка.
Содержание ООД:
I. Организационный момент.
Дети и логопед заходят в группу и становятся полукругом.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как мы играем и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Логопед и дети :
Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я сегодня очень рада видеть вас.
- Вам нравится ходить к друзьям в гости? Почему? (ответы детей)
- А как себя ведут в гостях и чем там занимаются? (ответы детей)
- Сегодня мы пойдем в гости к Буковке. Для этого нам понадобится дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика.
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем. Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться к Буковке.
II. Сообщение темы и цели.
Логопед :
- Здравствуй, Буковка!
Буковка (грустно) :
- Здравствуйте, ребята!
Логопед :
- Почему ты грустная, что случилось?
Буковка :
- Я ждала вас и приготовила вам игры, а мои буквы пропали.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, что изменилось в городке у Буковки? (ответы детей)
Буковка :
- Да, в домиках никого нет. Помогите мне их найти, пожалуйста.
Логопед :
- Как мы можем найти буквы? (ответы детей)
- Предлагаю вам поиграть и выполнить некоторые упражнения со звуками и буквами. Может быть, наши буквы вернутся в домики или мы их найдем. Согласны? Мы тебе, Буковка, поможем.
III. Основная часть.
1. Фонетическая разминка.
Логопед :
- В начале, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Логопед :
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Логопед :
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.
Логопед :
- В каком домике живут гласные звуки?
Дети: Гласные звуки живут в красном домике.
Логопед :
- Правильно. А в каком домике живут согласные звуки?
Дети: Согласные звуки живут в синем домике.
Логопед :
- Что такое звук?
Дети: Звук мы слышим и проговариваем.
Логопед :
- Что такое буква?
Дети: Букву мы видим и пишем.
Логопед :
- Молодцы, ребята! Проходите на стульчики.
2. Игровое упражнение «Поймай звук».
Логопед :
- А вот и первое упражнение! Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук А, хлопните в ладоши.
- А, О, Ш, У, Р, А, О, И, М, С, Ы, А.
- А теперь согласный звук С.
- А, О, С, П, Ф, Р, С, У, В, З, Ж, С.
- Какие вы внимательные, ребята!
3. Игровое упражнение «Какое слово лишнее?»
Логопед :
- Буковка очень любит играть со звуками, и предлагает вам поиграть в ее любимую игру. Сейчас я произнесу 4 слова, а вы должны догадаться какое лишнее. Приготовьтесь:
- зонт, сумка, замок, забор;
- жираф, жаба, тигр, животное;
- облако, ананас, апельсин, арбуз;
- шуба, шарф, штаны, печатки;
- облако, обруч, Оля, арбуз;
- игрушки, забава, игра, изюм.
Логопед :
- Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Буковку!
4. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Логопед :
- Интересно, что же еще приготовила для нас Буковка.
Логопед достает «Волшебный мешочек».
Логопед :
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Логопед достает из мешочка картинки.
- Что это ребята?
Дети: Это картинки.
Логопед :
- Давайте с ними поиграем! Вы выберите себе картинку, будете назвать предмет, изображенный на ней, и делить хлопками это слово на слоги (по количеству детей) : сапоги, шапка, подушка, велосипед и т. д.
- Молодцы, ребята!
5. Игра с мячом «Назови первый звук».
Логопед достает мяч.
Логопед :
- Мы будем играть в интересную игру с мячом. Выходите, становитесь в круг.
Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне.
- Внимание! Начинаем игру: буква, ананас, желуди, игрушки, звезда, море, облако, поле, солнце, утюг, туман, шиповник, азбука, фартук, малина.
- Молодцы, ребята!
6. Игровое упражнение «Живые звуки».
Логопед :
- Ребята, Буковка приготовила для вас карточки с буквами. Она хочет посмотреть, умеете ли вы складывать из букв слоги.
Логопед раздает карточки детям.
- Ребята, посмотрите, какая буква у каждого из вас на карточке, но никому ее не показывайте.
- Справа от меня в колонну по одному станут те, у кого на карточке красная буква, а слева – у кого синяя.
- Почему у вас красные (синие) буквы?
Дети: Потому, что это гласные (согласные) буквы.
Логопед :
- Давайте подружим ваши буквы и составим слоги. Подойдите друг к другу и подружите ваши буквы. Что у вас получилось?
Дети: У нас получились слоги.
Логопед :
- Ребята, давайте прочтем слоги, которые вы составили.
- Какой слог получился у … и? Хотите еще раз поиграть в эту игру?
После проигрывания дети по очереди называют свои слоги и проходят за столы. Выкладывают свои буквы из счетных палочек.
- Молодцы, ребята!
7. Работа со схемой (развитие звукового анализа).
Логопед :
- Посмотрите, какой красивый дом у Буковки. Как ласково можно назвать его?
Дети: Домик.
Логопед :
- Давайте Буковке расскажем, из каких букв состоит слово домик. Перед вами конверты с карточками и фишками. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать карточку с нужным количеством клеток и заполнить их фишками: определить место звука в словах, твердый или мягкий, количество слогов (дети выполняют задание).
Логопед задает вопросы :
- Какой звук первый, второй, третий, четвертый, пятый? Согласный (твердый, мягкий) или гласный? Сколько букв (слогов) в слове? Проверяют выполненное задание по схеме на мольберте.
-Молодцы, ребята! А в доме Буковки кто-то прячется? Вот и наши буквы! Давайте вернем их в свои домики. Какие буквы в красный, синий домик? Почему? (ответы детей)
IV. Итог. Рефлексия
Буковка :
- Большое вам спасибо, ребята! Мне очень понравилось с вами играть, вы действительно умные, старательные, любознательные.
Логопед :
- Ребята, понравилось вам в гостях у Буковки или нет? Что больше всего понравилось? (ответы детей)
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.