Зэйтунэ Зореева
Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ОД: Вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область «Познавательное развитие» :
• развивать познавательную активность, любознательность;
• воспитывать интерес к ОД.
Область «Социально – коммуникативное развитие» :
• побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
• развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
• развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Область «Речевое развитие» :
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте» размещена в разделах
• развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
• упражнять в умении называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
• закрепить умение делить слова на слоги;
• развивать интонационную выразительность;
• развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
• закрепить умение образовывать относительные имена прилагательные от имён существительных;
• воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• закрепить знание гласных и согласных звуков.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
• Конверт, письмо, карточка с цветком, загадки, карточки для игры «Магазин», карточки для игры «Займи свой домик»
• 5 ключей и замков
• Сундучок
• Книга Азбука
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! Кто – то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель:Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: А задание такое; поиграть в игру «Хитрая книга загадок»
(педагог предлагает детям ответить, согласны ли они с этими отгадками).
1) В чащу голову задрав,
Воет с голоду…жираф (Волк)
2) Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый…волк (Медведь)
3) Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей (Свинья)
4) Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая…лисица (Белка)
5) Быстрее всех от страха
Несётся…черепаха (Заяц)
6) По горной круче проходил
Обросший шерстью…крокодил (Баран)
7) В тёплой лужице своей
Громко квакал…Бармалей (Лягушонок)
8) С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…корова (Обезьяна)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: Вместе с ключом здесь лежит карточка с изображением цветка. Это и есть 2 задание. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Поиграем с этим словом? В этом слове спрятались звуки. Давайте посчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный (1 ребёнок у доски выделяет звук фишкой)
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный (Звук выделяется фишкой)
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный (звук выделяется фишкой).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ во второй замок) Устали? Давайте теперь отдохнём. Угадайте, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Что из чего сделано».
Шуба из меха – меховая шуба
Платье из ситца – ситцевое платье
Тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка
Носки из шерсти – шерстяные носки
Гвоздь из железа – железный гвоздь
Перчатки из кожи – кожаные перчатки
Обои из бумаги – бумажные обои
Халат из шёлка – шёлковый халат
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот держите ключик! У нас уже 3 замка открыты.
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
( Дети отгадывают: строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра «Займи свой домик» (Педагог раздаёт детям картинки. Они должны определить количество слогов в слове (хлопками) и занять свой домик (обруч, где живут 1, 2, 3 слога).
(Дети выполняют задание и получают ключ, «открывают» 4 замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель:Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Все молодцы!