Лия Боева
Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» на тему «Стихи известных поэтов про осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со стихами известных поэтов И. Бунина «Листопад», Е. Трутневой «Осень».
Программные задачи:
Образовательные: расширить представление детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени и отображенных в стихах русских поэтов. Обучать детей подбирать прилагательные по смыслу.
Публикация «Конспект занятия по ОО „Речевое развитие“ на тему „Стихи известных поэтов про осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Развивающие : развивать слуховое восприятие, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать мышление, внимание, память детей. Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей. Активизировать употребление в речи детей глаголов.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к родной речи, умение слушать воспитателя. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворений.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа: беседа об осени и осенних признаках, наблюдение за природой во время прогулок, чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин И. Левитана, рассматривание и рисование осеннего пейзажа, осенних листьев.
Демонстрационный материал: репродукции картин И. Левитана об осени, И. Остроухова «Золотая осень» корзина с осенними листьями, аудиозапись произведения А. Вивальди «Времена года-осень»; детские рисунки на тему «Золотая осень», выполненные ранее.
Воспитатель: ребята, давайте еще раз рассмотрим ваши рисунки о золотой осени. О чем вы хотели рассказать в своих работах? (ответы детей) Ребята, а вы знаете приметы осени? Давайте их вспомним. Нужно построить предложения, которые будут начинаться со слова осенью :
- Осенью перелетные птицы улетают на юг.
- Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают.
- Осенью насекомые прячутся.
- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Осенью люди надевают теплую одежду.
- Осенью лесные звери готовятся к зиме.
- Осенью люди убирают урожай.
В-ль: молодцы, ребята, знаете все осенние приметы! Давайте вспомним осенние месяцы (ответы детей).
- Какая осень наступает сначала, в сентябре? (ранняя осень) правильно, ранняя осень теплая, разноцветная, золотая.
- А какая осень приходит на смену ранней осени? ( поздняя: холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, морозная).
- Несмотря на то, что уходит от нас лето и тепло, осень – это самое красивое время года. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Многие поэты, писатели, художники и композиторы посвящали свои произведения этому замечательному времени года. Чтобы создать полную атмосферу осени, я хочу включить музыку известного композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень» сегодня предлагаю послушать стихи наших замечательных поэтов, которые описали красоту и неповторимость осени в своих произведениях.
Стихотворение Ивана Бунина «Листопад» (слайды)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей) Все ли слова в этом стихотворении вам понятны? Что значит лиловый? Багряный? Лазурь? (если дети затрудняются объяснить значение слов, то воспитатель сам объясняет, называет синонимы).
- У нас на доске вывешены картины известных художников на тему осени, посмотрите на них внимательно. Как вы считаете, какая картина подходит для иллюстрации этого стихотворения? Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.
Физкультминутка «В осеннем лесу»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (поочередно поднимают и опускают руки ладонями вверх)
Где сучок давно засох
Вырос серый мох, мох, мох! (медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его друзья? (стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой)
В небе жаворонок пел (маховые движения руками)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (приседают, руками обхватываю колени)
Будет весел целый год! (хлопают в ладоши)
Вдруг закрыли небо тучи (поднимаются вверх на носочки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать
Разведет по всюду слякоть (приседают, руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги! (ходьба на месте)
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»
- Ребята, я хочу вас познакомить с еще одним стихотворением замечательной детской поэтессы Евгении Трутневой. Давайте послушаем, какую осень она хотела показать своим читателям.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды,
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
- О каком периоде осени это стихотворение? (ответы детей) как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (деревья стали золотыми) вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах») и действительно, березка стоит, как девушка в модном платьице. Летом она носила зеленое платье. А осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «в золотой шубке»? (нет) Почему не лучше? (дети отвечают) ветер обрывает листья, и они что делают? (летят, сыплются, шелестят) в стихотворении говорится : «Листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (ответы детей) с конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении (дети отвечают). Давайте к этому стихотворению подберем иллюстрацию (дети выбирают подходящую картину и объясняют, почему они выбрали именно ее) Но даже грустные нотки в этом стихотворении подтверждают, что осень по-своему прекрасна. Мы с вами познакомились с двумя стихотворениями, какое вам больше понравилось? (ответы детей)
- Посмотрите на свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении.
Дидактическая игра «Подбери сравнения к слову «листья»
- На что похожи осенние листья? (ответы детей)
- Лист клена похож на… (ладошку, звездочку)
- Лист акации - на… (монетку, маленький овал)
- Лист березки – на… (золотое сердечко)
- Что делают листья? (желтеют, падают, облетают, шелестят, летят, уносятся)
- А если мы хотим сказать, что это уже с ними случилось, то как скажем? (пожелтели, облетели, сорвались, унеслись)
- Молодцы, ребята. Что вам запомнилось на нашем занятии? Что вы узнали нового? Стихи каких поэтов мы читали?