Марина Ноздрачева
Конспект по нравственному воспитанию. Рассматривание картины «Мамины помощницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; ввести в словарь детей существительные, обозначающие предметы быта, совершенствовать у детей умение использовать несклоняемые существительные (кофе, пианино, трюмо, составлять простые и сложные предложения; средствами художественной литературы помочь понять детям как много сил и времени отнимает у мам и бабушек работа в доме; формировать представление об отзывчивости; воспитывать заботливое, уважительное отношение к старшим.
Темочки:
Демонстрационный материал:
картина «Мамины помощницы», для сценки: скатерть, чайник, чашка, ложечки, салфетки, печенье, конфеты, сухарик, пакет.
Раздаточный материал: картинки с изображением овощей для салата, салатницы, кастрюли, овощей для борща, ведра, пылесос, тяпки, лопаты; с изображением пылесоса, таза, инструментов (молоток, топор, гвозди, пила, лопата, грабли).
Обогащение словаря: четверть часа, пианино, трюмо, стихотворная загадка.
Ход занятия.
- Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворную загадку, которую придумала детский поэт Елена Серова. Называется она «Волшебник» :
Вы мне скажете: «Волшебников нет!»
- Почему же, - спрошу я в ответ, -
Через каждые четверть часа
Происходят везде чудеса?
Ты носок разорвешь - да ведь как! –
Можно в дырку просунуть кулак!
Станешь утром носок надевать –
-1-
Что за чудо? Он целый опять!
Нагуляешь в саду аппетит.
«Эх, поесть бы!»
А стол уж накрыт -
Тут котлеты, кисель и баранка
Может скатерть у вас - самобранка?.
Ты мечтаешь иметь самосвал,
В Новый год загляни-ка под ёлку -
Там красивый стоит самосвал.
Без волшебника не было б толку!
Волшебники всюду, где дети.
Все могут волшебники эти:
Умеют испечь пирожки,
Умеют лечить синяки.
Упала девчушка-малышка, -
Вскочила лиловая шишка,
Но шепчет волшебник:
- Не плачь! (Ведь он замечательный врач).
Не лечит волшебник могучий
Не йодом, ни мазью пахучей,
Он только подует,
погладит, потрет.
Потом поцелует и все заживет!
Любовно хранит он
Ребячий покой.
Он добрый - предобрый
Да кто ж он такой?
(ответы детей).
- Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее, самое милое на свете? (выслушать ответы, положительно оценить такие слова, как «мир»,
«Родина», если дети их скажут).
- Очень дорого для каждого человека самое лучшее слово - «мама».
- Кто из вас хочет рассказать о том, какая у него мама. Что она умеет делать?
(3-4 ребенка отвечают).
- дети, рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, нежные, что у них умелые руки. А что же умеют делать эти руки?
(ответы детей).
- Да, - готовят еду, пекут, стирают, жалеют, гладят, шьют, вяжут, нянчат, лечат. Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то, что они работают, - они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно мамам? Ваши мамы устают? Как вы думаете?
- Скажите, пожалуйста, как можно им помочь? Может так, как Танюша, из стихотворения Агнии Львовны Барто «Помощница»?
- Послушайте:
Помощница.
(А. Барто)
У Танюши дел не мало,
Вот у Тани сколько дела!
У Танюши много дел -
Таня ела, чай пила,
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей, Отворила двери кошке, Помогла мяукать ей.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
- Ребята, так нужно помогать мамочкам?
(ответы детей).
- А как? Да, необходимо убирать на место свои игрушки, книжки, карандаши, вещи аккуратно складывать, помогать на стол накрывать, поливать цветы, ухаживать за животными, пыль вытирать, пылесосить, мыть посуду, подметать пол.
- Скажите, а кто из вас помогает дома маме? Что вы делаете? Расскажите.
(ответы).
- Взгляните, пожалуйста, вот на эту картину.
1. - Как ее можно назвать?
(ответы детей) «Мамины помощницы». «Приготовим ужин».
2. - Кто изображен на ней?
(мама и ее дочери)
3. - Что мама делает на кухне?
(стоит у плиты, варит суп)
4. - А девочки-сестрички чем заняты?
(младшая - вытирает полотенцем чашки чайные. Старшая - режет
помидоры для салата).
5. - Скажите ребята, почему девочки не разговаривают, не вертятся?
(можно палец порезать, уронить посуду и она разобьется).
- Да, девочки стараются выполнить работу правильно, помочь своей маме быстро приготовить ужин.
Физкульт. минутка «Ветер дует нам в лицо!»
- Дети, а бабушки любят своих внучат? Заботятся о них? Послушайте стихотворение.
(Стихотворение Е. Благининой «Бабушка-забота»)
- Ребята, кто из вас живет в своем доме, наверное не раз видели, как родители
кормят домашних животных, птицу; чистят у них, убирают грязную
подстилку. Ни раз вы, наверное, видели, как мама с бабушкой на огороде
убирают сорняки, поливают рассаду. Видели, да?
- Если вы хотите, чтобы ваши мамы, бабушки меньше уставали, то я вам
советую - помогайте им, чем сможете!
- Ребята, некоторые домашние дела вам пока не по силам. Но убрать после
игры игрушки, книжки, сложить свои вещи аккуратно, помочь маме на
кухне, навести порядок, вытереть пыль - вы уже можете!
Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радуйте ее своим вниманием, заботой.
- Давайте вместе подумаем, как это сделать?
(пожалеть маму, если она расстроилась, спросить, устала ли она, сказать, чтобы отдохнула, можно спросить о том, чем ей помочь).
- Послушайте, как говорил поэт Талипов о добрых, ласковых словах, которые особенно приятны вашим мамам и бабушкам, если произносите их вы:
- Что слаще всего? –
Я спросил у ребят.
- Всласть выспаться! –
- Сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат:
- Леденец! –
- Зефир называют, Халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального -Сердечное, доброе слово!
Приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются, как она себя
чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И помогают ей ее
нести.
- Дети, а в автобусе не спешите занять свободное место (особенно мальчики
- будущие мужчины). Предложите сесть маме и добейтесь того, чтобы она с
вами согласилась. Когда выходите из транспорта, старайтесь подать маме
руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда мамы ваши будут уверены, что в
семье растут добрые и внимательные дети. И мамины глаза будут сиять от
радости.
- А теперь я раздам вам картинки.
Рассмотрите их. Что вы можете рассказать? Опишите о чем они.
(4-5 человек)
- Посмотрите, я разложила у себя на доске картинки. Как вы думаете, что собирается делать мама, и как вы можете ей помочь?
1. (картинки с изображением овощей для приготовления борща, с
изображением кастрюли, сковороды, ложки).
2. (картинки с изображением овощей для салата, салатницы, доски).
3. (картинки с изображением пылесоса, тряпки, ведра).
4. (картинки с изображением ведра, поливалки, тяпки).
(ответы детей)
(Обобщение по теме занятия. Подведение итога)
-6-