Гулая татьяна
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа и предметами русского быта.
Задачи:
Познакомить детей с обычаем и традицией русского народа -встречать гостей с хлебом солью.
- Совершенствовать знания детей о жилище (русской избе, крестьянской семье, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, подкова и т. д.).
- Развивать у детей нравственно- патриотические чувства.
Публикация «Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в древнюю Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами, которые использовались в быту, в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар).
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русским национальным традициям, обычаям гостеприимства.
-Воспитывать интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, подкова.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта. Беседы и рассказы, о предметах русского быта, о их предназначении. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, столы, старинная посуда, прялка, и др., русские народные костюмы для мальчика и девочки. Рушник, каравай с солонкой и солью. Cолёное тесто, влажные салфетки, дощечки по количеству детей.
Ход:
Воспитатель : Здравствуйте гости дорогие!
- А хотите, мы с вами сейчас все вместе, отправимся на «Машине времени» в древнюю Русь и посетим крестьянскую избу?
Дети: Да!
Воспитатель : А для этого нам надо произнести волшебные слова:
«Покружились, покружились и в древней Руси очутились!»
- Ребята, а кто знает по русскому обычаю, чем встречают дорогих гостей?
Дети: Караваем! (С хлебом и солью)
Воспитатель : Да! Правильно!
Мальчик и девочка в русских костюмах, берут каравай и подносят гостям.
Ребё нок: «С караваем соль подносили.
Поклоняясь, отведать просили:
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!».
Воспитатель : Милости просим, в нашу «Русскую избу» проходите и присаживайтесь по удобнее:
«Горница у нас небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!»
Воспитатель : Ребятки, я вам сегодня расскажу, откуда пошла такая традиция- встречать гостей с караваем и что она означает?
Эта традиция пошла ещё с давней Руси!
Хлеб в старину называли «жито» от слова жить, он всегда был спутником человека, на протяжении всей его жизни.
Каравай был символом солнца, которому поклонялся весь русский народ. Солнце какой формы? (Круглой)Поэтому и каравай пекли из теста, круглой формы. Встречая гостей с хлебом солью, это означало пожелание им богатства и благополучия. Соль считалась оберегом от зла, бед и несчастий.
Гости должны отломить кусочек каравая, посолить его и съесть!
Воспитатель : Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?
Дети:
- «Без соли, без хлеба худая беседа!»
- «Хлеб, всему голова!»
- «Красна изба не углами, а пирогами!»
- «Хлеба ни куска, так в избе тоска!»
- «Хлеб- батюшка, вода матушка!»
-«Будет хлеб, будет и обед!»
Воспитатель : Обращаю внимание детей на печь. Что это?
Дети: Печь
Воспитатель : Для чего, нужна была печь в русской избе?
Дети: Печь в древней Руси называли – матушкой и кормилицей. Она обогревала избу, кормила и лечила людей. Были в избе горшки, чугунки, ухваты. (Дети показывают эти предметы) В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала избу, но и освещала её. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Воспитатель обращает внимание детей на прялку.
-Ребята, а это что? (прялка) Для чего она предназначена?
Дети: В старину, в каждой избе были прялки. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Вечерами горела на столе свечка или керосиновая лампа – ведь электричества не было, девушки пряли шерстяные нити и пели песни.
Воспитатель : Ребята, а может быть, вы какие-нибудь пословицы или поговорки про прялку и о пряхах знаете?
Дети:
- «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.»
- «Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.»
- «Хорошо прядёшь – весело поёшь!»
- «Дело мастера боится!»
- «Умелые руки не знают скуки!»
- «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся!»
Воспитатель : Ребята, а что у нас в русской избе, расположено над дверью?
Дети: Подкова
Воспитатель : А для чего её крепили на воротах и дверях.
Дети: Подкова считалась оберегом от зла и несчастья
Подкову называли талисманом богатства и счастья. Ёё крепили на ворота или над дверью в избе. Прибивали её в виде горшочка, (показываю как, чтобы в него набиралось счастье, богатство благополучие в дом.
Воспитатель : Молодцы! А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?
Посмотрите внимательно, в нашей русской избе есть предметы русского быта, которые служили народу в древней Руси.
Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал, тот сможет их отгадать и показать нам. Вот послушайте:
1. И летом не спит,
И зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
3. Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
4. Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).
5. Стригли, щепали,
А после чесали
Чисто, пушисто- к веретену привязали! (Прялка)
6. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти).
7. Она совсем не виновата,
Что от рождения горбата.
Её в пути приметил кто-то -
Прибил гвоздями на ворота. (Подкова)
Воспитатель : Хорошо молодцы! Ребята, а вы знаете, что ещё по русскому обычаю гостей принято угощать.
Чем вы с вами, можем угостить наших гостей?
Дети: Пряниками, пирогами, баранками.
Воспитатель : А из чего можно сделать все эти угощения?
Дети: Из теста
Воспитатель : Хорошо! Давайте сделаем для наших гостей угощения из теста.
Воспитатель : Проходите за столы и приступайте к работе.
По окончании работы, готовые детские изделия из теста, воспитатель убирает в печь.
Воспитатель : Как говориться в пословице: «Сделал дело…., дети добавляют - … гуляй смело)
Дети водят хоровод «К нам гости пришли!»
«К нам гости пришли, дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили, пироги пекли!
С морковью пирог, да с капустой пирог
А который без начинки самый вкусный пирог.
А сейчас вдвоём мы для вас споем.
Вы похлопайте в ладоши мы плясать пойдём.
Ты топни ногой, да притопни другой.
Я волчком кружиться стану, а ты так постой!
Наш детский сад дружбой славиться!
Приходите в гости чаще, если нравиться!»
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, пока мы с вами водили хоровод, наши угощения испеклись? Давайте посмотрим! Воспитатель достаёт из печи готовые баранки и пряники!
Дети (Мальчик и девочка в русских костюмах угощают гостей и детей баранками и пряниками)
Воспитатель : Ну, что, ребятки, понравилось вам в русской избе?
Но нам пора обратно, на «Машине времени», возвращаться в наш детский сад. И для этого мы снова произнесем волшебные слова:
«Покружились, покружились и в детском саду очутились.»
До свидания, гости дорогие! Милости просим ещё к нам в гости!