Кристина Семенова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Измерение величины двух предметов с помощью мерки».
Цель: Учить сравнивать 2 предмета с помощью мерки.
Программное содержание:
I. Обучающие задачи:
1.1 .Учить элементарным способам измерения, сравнения по величине двух предметов с помощью третьего, равному одному из них.
1.2. Закреплять счётные умения в пределах 10-ти.
1.3. Закрепить знания детей о геометрических телах, фигурах; умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.
1.4. Закреплять умение составлять из частей целое.
II. Развивающие задачи:
2.1. Развивать мыслительные операции,
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2.2. Развивать произвольное внимание, речь.
2.3. Формировать зрительное восприятие.
III. Воспитывающие задачи:
3.1. Воспитывать интерес к занятию, способность к самоконтролю, отзывчивость, желание помочь ближнему.
Предварительная работа:
• Чтение: Волков «Волшебник Изумрудного города».
• Знакомство с цифрами от 1 до 10.
• Дидактические игры: «Волшебный круг», «На что похож предмет»,
«Найди цифру».
• Игры с пазлами.
Оборудование.
• Коробка-посылка с разбитым подносом (разрезанным на 10 частей
кругом из цветного картона, записка;
• Мостик - деревянные дощечки, выложенные в 3 ряда, на некоторых из них расположены цифры от 1 до 10;
• Настольный макет замка;
• «Снежные комья» – комочки из синтепона, с прикрепленными на них цифрами от 1 до 10.
• Кукла Бастинда;
• Коробка-шкаф с тремя полочками, на каждой – прикреплена геометрическая фигура (круг, овал, квадрат);
• Посуда, формой напоминающая геометрические фигуры.
Демонстрационный материал.
• Карточки с цифрами от 1 до 10;
• Геометрические фигуры;
• Геометрические тела.
• Салфетки-квадраты зеленого и красного цвета;
• Мерка – полоска бумаги;
• Карандаш.
Раздаточный материал.
По количеству детей:
• Салфетки - квадраты зеленого и красного цвета;
• Мерка – полоска бумаги;
• Карандаши;
• 3 - 4 фишки;
• Подносы с игрой-пазлом «Волшебный круг»
( Лит-ра: Е. Юзбекова «Ступеньки творчества», с. 34.)
Ход занятия.
Дети входят в группу и находят посылку, в которой лежит разбитый волшебный «поднос» и записка.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители Изумрудного города. Правительница нашей Фиолетовой страны - злая волшебница - Бастинда. Она каждый день творит злые дела. Последний раз Бастинда разбила волшебный поднос Гудвина, без которого он не может защитить нас. Посоветуйте, что же нам делать?».
Воспитатель предлагает детям подумать, как же можно помочь жителям Изумрудного города.
/Выслушивает ответы детей, которые предлагают отправиться в Фиолетовую страну и помочь злой волшебнице Бастинде стать доброй/.
Воспитатель одобряет решение детей. Предупреждает их, для того чтобы добраться до волшебной страны, необходимо выполнить 9 заданий.
Воспитатель. Впереди нас ждут разные приключения. Чтобы в дороге из вас никто не отстал и не потерялся, необходимо знать количество путешественников. Для этого я предлагаю каждому взять любую цифру, и построится по порядку - слева направо, от 1 до 10.
1 задание. Игра с цифрами «Найди свое место».
(Дети берут по цифре и по команде встают по порядку. При пересчете дети осознают, что вместе с воспитателем их - 10 человек.).
Воспитатель обращает внимание на то, что дальше дорога идет через мостик. Мостик необычный – на дощечках написаны цифры, но не на всех. Надо пройти по мостику и положить цифру на пустую дощечку.
2 задание. Игра с цифрами «Угадай нужную цифру».
(Дети выполняют задание)
Воспитатель обращает внимание на замок, но предупреждает, что в замок не попасть, так как вход в него Бастинда завалила снежными комьями. Снежные комочки не простые, а на них написаны цифры.
3 задание. Игра с цифрами «Найди нужную цифру».
(детям даётся задание убрать цифру, стоящую за цифрой., цифру, стоящую перед цифрой., цифру, стоящую между цифрой. и.).
Воспитатель. Приближаемся в Фиолетовую страну. В ней злая волшебница Бастинда разрушила все замки и дворцы, кроме своего.
Воспитатель предлагает восстановить разрушенные постройки, назвав правильно все геометрические фигуры.
4 задание. Игра «Назови геометрические фигуры».
(дети называют геометрические фигуры)
5 задание. Игра «Какого геометрического тела не стало?»
(Дети берут по одному геометрическому телу и становятся в круг. Даётся задание - запомнить все геометрические тела. До кого дотронется ведущий, тот прячет свое геометрическое тело. Дети должны угадать и правильно назвать).
Воспитатель. Вот мы и в замке, но посмотрите, в столовой беспорядок. Все салфетки разбросаны.
6 задание. Игра «Найди короткую и длинную салфетку».
Воспитатель даёт детям задание - взять одну зелёную и одну красную салфетки и сесть за столы.
- Какая салфетка длиннее? (зелёная)
- Какая салфетка короче? (красная)
- Как можно проверить правильность ваших ответов?
(можно проверить, используя способы приложения и наложения; измерить веревкой, линейкой)
Воспитатель. Сейчас салфетки мы будем измерять с помощью полоски бумаги, которая называется мерка. Предмет, с помощью, которой измеряют, называется мерка.
Воспитатель показывает и объясняет, как надо измерить длину красной салфетки с помощью мерки.
- Укладываем мерку прямо от угла по прямой линии.
- Сколько раз уложилась мерка? (один раз)
- Отметьте то место, где закончилась мерка - карандашом.
- Чтобы не забыть, сколько раз уложилась мерка, будем ставить фишки.
- Всю длину салфетки измерили? (нет)
- Укладываем второй раз первый конец мерки прямо к метке, ставим метку карандашом. Ставим ещё одну фишку.
- Сколько раз уложилась мерка? (два раза).
7 задание. Самостоятельная работа детей за столами.
Воспитатель напоминает правила измерения длины с помощью мерки и предлагает измерить длину красной салфетки.
Воспитатель предлагает измерить длину зелёной салфетки.
(Воспитатель вызывает по желанию одного ребёнка к доске для измерения зелёной салфетки, остальные – работают за столами).
По окончании задания воспитатель задает вопросы:
- Чему равна длина зелёной салфетки? (трём меркам)
- Какая салфетка длиннее? (зелёная)
-Почему вы так решили? (потому что длина зелёной салфетки равна трём меркам, а длина красной - двум меркам).
Воспитатель предлагает измерить ширину салфеток и приглашает желающего ребенка поработать у доски. Остальные дети наблюдают.
- Чему равна ширина красной салфетки? (одной мерке)
- Чему равна ширина зелёной салфетки? (одной мерке)
- Что вы заметили? (ширина салфеток одинаковая).
После выполнения всех измерений, воспитатель предлагает выполнить задание: положить длинные салфетки в одну стопку, а покороче - в другую.
Воспитатель предлагает навести порядок в шкафу с посудой.
8 задание. Игра «Найди посуду, похожую на геометрическую фигуру»
(Дети расставляют посуду на полки, на каждой из которой обозначена геометрическая фигура: круг, овал, квадрат).
- На какие геометрические фигуры похожа расставленная на столе посуда?
Появляется кукла-Бастинда, и «шепчет» воспитателю на ухо: «Молодцы ребята, я поняла, что вы умные, добрые дети. Простите меня, я тоже, стала доброй и больше никогда не буду вредничать».
Воспитатель предлагает детям помочь Бастинде, собрать разбитый «волшебный» поднос.
9 задание. Игра-пазел «Собери поднос».
Добрая Бастинда благодарит детей, обещает волшебный поднос передать Гудвину. Интересуется у детей, что интересного и нового узнали, пока шли в Фиолетовую страну?
Воспитатель предлагает детям вернуться домой, в детский сад.