Оксана Абрамова
Конспект занятия для старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей логопедической группы
по лексической теме «Посуда»
Учитель-логопед
Абрамова Оксана Юрьевна
ГБОУ ООШ№32
г. Сызрань
Конспект занятия для логопедической старшей группы по лексической теме «Посуда»
Цели:
Публикация «Конспект занятия для старшей логопедической группы по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Расширить словарь следующими словами: сахарница, сухарница, супница, солонка, перечница, масленка.
2. Активизировать словарь по теме : «Посуда»; закрепление категории род. Форма ед. и мн. числа; продолжать учить составлять сложные предложения с употреблением предлогов;
3. Упражнять в умении управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук
4. Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и функциональном назначении, тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона.
5. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии они вместе отправятся в путешествие в «Мир посуды». Дети садятся на стулья, поставленные в виде поезда и под музыку «отправляются в путь».
Учитель – логопед предлагает детям послушать отрывок художественного и очень ими любимого произведения:
(Звучит отрывок из сказки «Федорино горе»)
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,
И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Воспитатель вносит большую таблицу с изображением знака вопроса и думающей головы ребенка, что означает, что далее будет воспитанникам адресован вопрос и необходимо поднять руку и ответить)
Логопед : Из какого произведения отрывок?
Назовите автора. О чем говорится в данном отрывке? Назовите все предметы посуды, которые употребляются в отрывке стихотворения (в случае затруднения напоминать текстом из произведения)
Л: Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?
«Какая бывает посуда?» (выставка посуды из различных материалов на столе)
(Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее в сопровождении информационной беседы педагога. Сообщить детям, что в современном мире часто используется посуда из стекла, но оно специальное: огнеупорное и небьющееся (продемонстрировать такую посуду). Так же используется одноразовая посуда. Предложить детям объяснить ее назначение.
Далее таблица с вопросом Предложить детям правильно назвать тот или иной предмет посуды : кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева - деревянная и т. д.)
Логопед предлагает детям отгадать загадки про посуду, но слушать очень внимательно:
1. Бывают большие или маленькие, бывают стеклянные или металлические, в них мы варим суп или компот? (кастрюля)
2. 2. Бывает заварной или электрический, бывает со свистком или без него, но всегда у него есть носик! (чайник)
3. На ней мы жарим, на ней мы парим- вторые блюда получаем! (сковорода)
4. В него наливают воду, компот, и сок, молоко попить нам дает! (кувшин)
Картинки с изображением предметов посуды развешаны в разных местах по группе. Детям предлагается найти слова – отгадки и принести их воспитателю.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда».
Дети делают движения, соответствующие тексту.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре - (поочередно загибают пальцы рук)
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали!
В: Скажите одним словом, что мы мыли? Как нужно ухаживать за посудой? (беречь, мыть, не кидать, не царапать, сушить, протирать – глагольный словарь)
Далее таблица с вопросом
Воспитатель задает детям вопрос: для чего нужна посуда? (ответы детей. Направлять на составление полных предложений) Предложить заранее подготовленным воспитанникам прочесть стихотворение «Для чего нужна посуда?»
1 ребенок:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
2 ребенок:
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда :
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Логопед : Дорогие ребята! Существует специальная посуда для конкретного продукта или для определенного вида еды. Например: селедку мы подадим на стол в селедочнице (объяснение сопровождается показом предметов посуды, суп – в супнице, сухари в (предложить детям назвать какое образуется слово сухарнице, салат в салатнице, хлеб хранится в хлебнице, сахар- в сахарнице, масло – в масленке, а соль в солонке. Новые слова дети повторяют вместе с логопедом, а затем несколько индивидуальных ответов.
Логопед вносит изображения стола, кухонного шкафа и поднос.
Далее таблица с вопросом
Детям предлагается имеющуюся посуду «расставить по местам», т. е. взять со стола предмет посуды и подойти к соответствующему изображению. Каждый ребенок объясняет свой выбор и называет к какому виду относится его предмет посуды (кухонная, столовая или чайная)
Логопед предлагает поиграть в игру «Назови ласково»
Дети поочередно говорят уменьшительно-ласкательные названия избранного ими предмета посуды ( например: чашка – чашечка, кастрюля- кастрюлечка, нож – ножичек и т. д.)
Далее педагог предлагает поиграть в игру «Угадай, что это?» (заранее подготовленные к изображению предметов посуды дети) Изображают чайник, кастрюлю, вилку, кружку
Учитель – логопед просит детей вспомнить, с чего начиналось их путешествие и другим отрывком из «Федориного горя» предлагает закончить его. Выполняет вместе с детьми комплекс пальчиковой гимнастики
«Я люблю свою посуду!»
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поглаживают тыльную сторону ладоней
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Потирают ладони друг о друга
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Сжимают и разжимают пальцы
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Хлопают в ладоши
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Фонарики»
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь!
Вытягивают ладошки вперед (4 раза)
Логопед сообщает детям, что их путешествие подошло к концу и предлагает всем занять свои места в поезде. Под музыкальное сопровождение дети «возвращаются в группу».