Наталья Гарина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Снежный городок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений : счете, величине, форме.
Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие,
формирование элементарных математических представлений.
1) Образовательные задачи:
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Познакомить с цифрой 5.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему „Снежный городок“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
2) Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память.
3) Воспитывающие задачи:
Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её и действовать по инструкции педагога.
Задачи образовательной области в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Речевое развитие:
Расширять словарный запас детей, активизировать разговорную речь.
Физическое развитие:
Учить детей следить за своей осанкой. Продолжать развивать координацию движения.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Обладает элементарными представлениями о математике, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
У ребенка развита мелкая моторика
Предпосылки учебной деятельности:
Умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
Предварительная работа :
Подготовить презентацию.
Демонстрационный материал :
Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур «льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки).
Раздаточный материал :
Двухполосные карточки, льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка, силуэты лыж (по количеству детей).
Ход ООД
Вводная часть:
Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей) Правильно, зима. Но за окном погода никак не зимняя. Мы с вами живем на юге в г. Краснодаре и у нас редко идет снег зимой. А как хочется поиграть в снежки, покаяться на санках, да просто радоваться снегу. Вы с мной согласны? (да). А как нам быть? Что мы с вами можем придумать, чтоб нам оказаться в снежном крае. (ответы детей) Правильно, мы можем отправиться в путешествие, я предлагаю в виртуальное путешествие.
Ребята, как называется город в Краснодарском крае где проходила Зимняя Олимпиада (ответы детей) Правильно, г. Сочи. Не далеко от г. Сочи находиться п. Красная Поляна, который со всех сторон окружён высокими горами, вот там и много снега. Я советую вам именно туда и отправиться. Согласны? (да).
Станьте в круг, возьмитесь за руки по кругу идем и считаем сначала в прямом порядке от1до 10, в обратную сторону в обратном порядке от10 до 1. Готовы? Поехали. И так мы с вами в п. Красная Поляна.
Проходите на свои места.
Основная часть:
Слайд №1.
Посмотрите сколько снега в горах. Давайте построим горку из снега.
Слайд №2.
Вызываю ребенка. Отчитай в первом ряду 8 снежных комков, это будет основание нашей горки. Вызываю другого ребенка. Во втором ряду отчитай на один комок меньше. Сколько надо отчитать комков? (ответ ребенка) Правильно, семь. Обращаюсь к детям. Сколько комочков в первом ряду? (ответы детей) Верно, восемь. Сколько во втором? (ответы детей) Правильно, семь. Комочков поровну? (ответы детей) Верно, нет. Где больше? (ответы детей) Правильно, в первом ряду. Почему? (ответы детей) Верно, потому что восемь комков больше чем семь. 8 и 7 какое число больше? (ответы детей) Правильно, восемь больше семи. На сколько число восемь больше числа семь? (ответы детей) Правильно, число восемь больше числа семь на один.
7 и 8 какое число меньше? (ответы детей) Правильно, семь меньше восьми. На сколько число семь меньше числа восемь? (ответы детей) Верно, число семь меньше числа восемь на один. Вызываю ребенка. Отчитай в третьем ряду на один комок меньше, чем во втором ряду. Сколько надо отчитать? (ответ ребенка) Правильно, шесть, это будет вершина нашей горки. Ребята, сколько комочков во втором ряду? (ответы детей) Верно, семь. Сколько в третьем ряду. (ответы детей) Правильно, шесть. Комочков поровну? (ответы детей) Верно, нет. Где меньше? (ответы детей) Правильно, в третьем ряду. Почему? (ответы детей) Верно, потому что шесть комочков меньше чем семь. 7 и 6 какое число меньше? (ответы детей) Правильно, шесть меньше семи. На сколько число шесть меньше числа семь? (ответы детей) Правильно, число шесть меньше числа семь на один. 6 и 7 какое число больше. (ответы детей) Верно, семь больше числа шесть. На сколько число семь больше чем шесть? (ответы детей) Правильно, число семь больше числа шесть на один.
Ребята, какими числами можно обозначить количество комков на каждом ряду? (ответы детей) Правильно, на первом восемь комков, на втором семь, на третьем шесть комков. Что можно сказать о числе семь? (ответы детей) Правильно, семь больше шести на один, но меньше восьми на один. Вот мы и построили снежную горку.
А сейчас мы с вами поиграем с льдинками. Ребята, у вас на столах двухполосные карточки и льдинки. Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну льдинку больше, чем число, которое я назову. Называю число восемь. Сколько льдинок вы отсчитали? (ответы детей) Верно, девять. Почему вы отсчитали девять льдинок? (ответы детей) Правильно, потому что девять больше восьми на один. Отчитайте на нижней полоске карточки на одну льдинку меньше, чем на верхней полоске. Сколько льдинок вы отчитали? (ответы детей) верно, восемь. Почему вы отсчитали восемь? (ответы детей) Правильно, потому что восемь меньше девяти на один. Как можно уровнять количество льдинок? (ответы детей) Верно, надо к восьми добавить одну льдинку, или от девяти льдинок убрать одну льдинку. Давайте, добавим одну льдинку. Сколько стало льдинок? (ответы детей) Правильно, девять. Сколько мы добавили льдинок чтобы получить девять? (ответы детей) Верно, мы добавили одну льдинку. По сколько стало льдинок? (ответы детей) Верно, поровну, по девять, их одинаковое количество.
Друзья мои засиделись наверно вы, а ну-ка подходите ко мне сейчас мы с вами поиграем в игру эстафету «Кто быстрее разложит «льдинки».
Ребята, рассчитайтесь на первый – второй, разделяетесь на две команды. Выкладываю на стол плоские и объемные «льдинки». Предлагаю детям разложить «льдинки» в две корзины. Ребята, первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда – все объемные «льдинки». Раз, два, три начало игры. Дети играют. Стоп игра! Подводим итоги. Вторая команда выполнила задание быстрее. Давайте проверим правильно ли вы разложили «льдинки». Обращаюсь к командам. Ваша команда какой формы «льдинки» собирала? (ответы детей) Верно, плоские «льдинки». А ваша какой формы «льдинки» собирала? (ответы детей) Правильно, объемные. Хорошо.
Ой, ребята что-то стало холодно рукам. Надо нам надеть перчатки.
Слайд№3.
Показываю перчатку и предлагаю рассмотреть ее. Сколько домиков для пальчиков у перчатки? (ответы детей) Правильно, пять. Ребята, покажите цифру, обозначающую число один. (дети показывают цифру один). Вызываю ребенка и прошу поставит цифру один над домиком для большого пальца. Затем дети со мной обозначают цифрами домики: для указательного (цифрой два, среднего (цифрой три, безымянного (цифрой четыре). Показываю цифровую карточку. Сколько кружков на карточке? (ответы детей) Правильно, пять. Затем показываю цифру пять, объясняю, что этой цифрой можно обозначить число пять и располагаю цифру пять над домиком для мизинца. Ребята, назовите цифры по порядку. (ответы детей) Правильно, один, два, три, четыре, пять.
А сейчас обведите свои ладошки на листах бумаги. Посчитайте сколько всего пальчиков? (ответы детей) Верно, пять. Разложите над ними карточки с цифрами от одного до пяти. Назовите цифры. (ответы детей) Правильно, один, два, три, четыре, пять. Цифру пять обведите цветным карандашом. Хорошо.
Ребята, продолжаем наше путешествие, нам надо подняться в гору. В чем удобно ходить по снегу? (ответы детей) Верно, на лужах. Возьмите лыжи. Дети: «У нас по одной лыже, мы не сможем идти». Мы сейчас с вами исправим нашу ситуацию.
Слайд №4.
На интерактивной доске появляются три лыжи разной длины. Вызываю детей и предлагаю найти лыжу, которая подойдёт по длине к его лыже. Ребенок подходит со своей лыжей на глаз определяет по своему образцу лыжу, а затем проверяет способом приложением. Ребенок прикладывает свою лыжу параллельно к образцу (лыжа по длине подходит к моей). Молодцы. Каждый нашел себе пару лыж.
Ну что дети пора возвращаться обратно в детский сад. Станьте в круг, возьмитесь за руки по кругу идем и считаем сначала в прямом порядке от1до 10, в обратную сторону в обратном порядке от10 до 1. Готовы? Поехали. Вот мы и вернулись в детский сад.
Заключительная часть:
Ребята, вам понравилось путешествовать? (да). А где мы сегодня побывали? (ответы детей) Правильно, в п. Красная Поляна. И что мы там делали? (ответы детей) Правильно, строили снежную горку, считали льдинки, соревновались. Что нового вы узнали? (ответы детей) Верно, мы познакомились с цифрой пять. Как вы считаете у вас все получалось (ответы деьей)
Вы сегодня были внимательны, дружелюбны, дисциплинированны, сосредоточены при выполнении заданий. Мне понравилось с вами путешествовать!