Светлана Шматкова
Конспект занятия по формированию правильного произношения гласных звуков в средней группе
▼ Скачать
Конспект по формированию правильного произношения гласных звуков в средней группе
Тема: «В стране гласных звуков»
Цель: Формирование знаний о гласных звуках
Задачи:
Образовательные:
• учить детей различать буквы и звуки (звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем);
Публикация «Конспект занятия по формированию правильного произношения гласных звуков в средней группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
• учить детей выделять гласные звуки в словах : [А], [У], [И], [О], [Ы], [Э].
• продолжать знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков; • формировать навык определять гласный звук вначале, и в конце слова; • учить произносить первый гласный звук в слове;
• учить детей называть слова с заданным гласным звуком;
• учить выделять голосом гласный звук в слове, произносить заданный гласный звук протяжно, громче, чем он произносится обычно.
Развивающие:
• формировать правильное звукопроизношение; • развивать звуковую и интонационную культуру речи; • развить фонематический слух, слуховое внимание; • развивать силу голоса и речевое дыхание; • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; • развивать зрительное внимание.
Воспитательные:
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; • воспитывать умение внимательно слушать и выполнять инструкции педагога.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная.
Форма организации НОД : групповая
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, упражнения на развитие слухового и зрительного, внимания, игры на развитие логического мышления.
Оборудование: посылка, письмо, гласные буквы (а, у, и, о, ы, э, магнитная доска, сундучок с пятью ключами, предметные картинки (со звуком [А] – аист, арка, арбуз, апельсин; [У] – улей, утка, уши, утро; [О] – окна, облако, осы, осень; [И] - ива, Инна, игра, ириска; [Э] – этаж, экскаватор, экран, Эдик; [Ы] – усы, ноты, коты, сливы).
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках
Приветствие
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Носик-курносик! Бип-бип-бип! Здравствуйте, губки! Пухленькие губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Остренькие зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуйте, щечки! Пухленькие щечки? Плюх - плюх - плюх!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здравствуйте!
Дети чётко вместе с воспитателем проговаривают слова приветствия и выполняет действия.
Вводная часть
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон Печкин принёс посылку. Что же там? Давайте посмотрим.
Воспитатель открывает посылку и достаёт содержимое посылки.
Воспитатель: Смотрите письмо! Давайте прочитаем.
Здравствуйте, дети группы «Мультяшки»! Пишет вам Буквоежка. Я узнал, что вы очень любознательные малыши и решил сделать вам подарок. Отправляю посылку. В ней найдёте гласные буквы и чудесный сундучок. Чтобы открыть сундучок нужно выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Удачи вам! Ждите в гости! До свидания!
Воспитатель достаёт из посылки гласные буквы и сундучок. Читает первое задание Буквоежки: «Нужно пропеть гласные звуки».
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Правильно это буквы : А, О, У, Э, Ы, И. Буквы видим и пишем. Они красного цвета, потому что это гласные буквы. В каждой букве живёт гласный звук [А], [У], [И], [О], [Ы], [Э]. Звуки слышим и произносим. Гласные звуки можно «тянуть» и петь голосом. Воспитатель выкладывает на магнитную доску гласные буквы и предлагает пропеть их.
Гласные со мною вместе пойте! Скорее рот вы свой откройте!
Споём мы высоко, протянем низко. Как будто далеко, мы слышим близко.
Шепнём тихонько И крикнем звонко.
Все теперь мы будем знать: Как могут гласные звучать!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием Буквоежки и получаете первый ключ.
Второе задание Буквоежки: «Поймай гласный звук».
Воспитатель: Дети, я буду называть звуки. Вы внимательно слушайте и если услышите гласные : [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э], ловите их (хлопайте в ладоши). Воспитатель называет согласные и гласные звуки. Дети, услышав гласный звук, хлопают в ладоши. Например: воспитатель называет звуки : [С], [Б], [О], [И], [Д], [Э], [А], [У], [Г], [З], [Ы], [Э]…
Воспитатель: А теперь я буду называть слоги, а вы если услышите звук [А], … ([У], [О], [И], [Ы], [Э], ловите его (хлопайте в ладоши). Воспитатель называет открытые и закрытые слоги. Дети, услышав слог с заданным гласным звуком, хлопают в ладоши. Например: со звуком [А]. Воспитатель называет слоги: ом, ин, бу, ма. Дети ловят гласный [А].
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием Буквоежки отлично справились. Вы поймали все гласные звуки и получаете второй ключ.
Третье задание Буквоежки: «Назови слова со звуками [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]».
Дети: Слова со звуком [А] – аист, арка, арбуз, апельсин; [У] – улей, утка, уши, утро; [О] – окна, облако, осы, осень; [И] - ива, Инна, игра, ириска; [Э] – этаж, экскаватор, экран, Эдик; [Ы] – усы, ноты, коты, сливы.
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали слова с заданными гласными звуками и получаете третий ключ.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, сделать физкультминутку.
Физкультминутка
Мы устали…
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Хлопают
То на стенку посмотрели, То в окошко поглядели. Повороты туловища
Вправо, влево поворот, А потом наоборот.
Приседанья начинаем, Приседания Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись!
И в последний раз присели, А потом на место сели.
Четвё ртое задание Буквоежки: «Отгадай загадки про гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]».
1. Звуки тянутся, поют, Без преград они живут.
Цветом они красные, Это звуки… (гласны)
2. В этой букве нет углов И она бы укатилась,
Если масса разных слов Без нее бы обходилась! [О]
3. Если сделаю я губки Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу, То услышишь звук ты … [У]
4. Громко ива, Ира говори – Ты услышишь звуки… [Ии]
5. Врач умеет очень просто Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит Этот звук нас называть. [А]
6. Прокричало эхо «мне-е» Где здесь в слове буква… [Э]
7. Что за гласная такая, Не простая, а двойная,
И поклясться я готов - Нет ее в начале слов! [Ы]
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Отлично справились с четвёртым заданием Буквоежки. Вы отгадали загадки про гласные звуки и получаете четвёртый ключ.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, сделать дыхательную гимнастику.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко (дети поднимают руки вверх и дуют на ладони)
Мы подуем низко, (дети опускают руки вниз и дуют на ладони)
Мы подуем далеко, (дети дуют вдаль)
Мы подуем близко. (ладошки на груди, дети дуют на них)
Пятое задание Буквоежки: «Добавить слог»
Са-са-са – укусила … (о-са)
Со-со-со – спустило … (коле-со)
Су-су-су – сапоги … (не-су)
Си-си-си – косой … (ко-си)
Сы-сы-сы – спросили у. (Али-сы)
Ши-ши-ши – наши дети… (хоро-ши)
Воспитатель: Отлично справились с пятым заданием Буквоежки. Получаете пятый ключ. Теперь мы можем открыть сундучок.
Воспитатель открывает сундучок и достаёт раскраски гласных букв. Дети раскрашивают буквы красными карандашами.
Рефлексия
- Дети, что вам подарил Буквоежка? - Что мы делали с буквами? - Какие игры понравились? - Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? - Что запомнилось? - Чему научились?