Екатерина Илешева
Конспект интегрированной ОД по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками старшего возраста «Хорошо — плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по духовно нравственному воспитанию интегрированной
образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы
на тему: «Хорошо – плохо»
Публикация «Конспект интегрированной ОД по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками старшего возраста „Хорошо — плохо“» размещена в разделах
Цель: формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни: послушание – трудолю-бие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей поня-тия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо», идти дорогою добра, по-ступать хорошо.
Задачи: духовно – нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творче-ского развития; любовь к семье, Родине, природе. Развивать милосердие, сострадание, по-слушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопо-мощь, ответственность и забота. Умение воспринимать качества и свойства предметов, побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; уме-ние отвечать на вопросы: «почему? для чего? как? откуда?». Развивать способность слы-шать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самосто-ятельность, навыки дружелюбного общения.
Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции.
Предварительная работа: знакомство и чтение детям Библии, беседы о добродете-ли, заучивание пословиц о доброте, чтение художественного слова – рассказов, стихотво-рений о христианской этике, прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назо-вем мы его «Что хорошо и что плохо». Предлагаю вам послушать стихотворение:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Крошка сын к отцу пришел
И сказала кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?.»
Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?
Ответы детей: что хорошо : мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь, что плохо : гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.
Воспитатель : Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?
Ответы детей: Отец.
Воспитатель : как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, безза-щитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо.
А в дождик можно гулять или нет?
Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть.
Воспитатель : А надо умываться, чистить зубы?
Ответы детей: обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети?
Главные правила жизни добрых детей.
Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
– А как?
Например: поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим.
Воспитатель : ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню
«Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошел
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день – это хорошо.
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно…
Воспитатель : о чем поется в этой песне?
Ответы детей: о доброте.
Воспитатель : послушайте, какая есть хорошая пословица :
«Жизнь дана на добрые дела».
– Давайте с вами подумаем, какими должны быть дети?
Ответы детей: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, чистыми, уступчи-выми, щедрыми.
– А какими не должны быть дети?
Ответы детей: злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми
Дидактическая игра "Выбираем хорошие поступки”
1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь ба-бушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справить-ся! 2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные
цветы уже не порадуют никого своей красотой. 3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет. 4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а по-суда уже чистая! 5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она наверное помогает дедушке или ба-бушке. 6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть! 7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких? 8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно! Воспитатель : ребята, послушайте внимательно стихотворение «Как себя вести в течение дня?» - Давайте с вами перечислим добрые дела дня.
Ответы детей: Не хвастаться, стараться порадовать своих близких добрыми делами, го-ворить «Спасибо», не хныкать, потерпеть неприятное, смело бороться со злом, просить прощения, если кого обидел.
Воспитатель : Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо - синий.
- «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий) - «Шла, шла Маша по лесу - деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий) - «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый) - «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий) - «Посадил дед репку, выросла репка большая - пребольшая!» (желтый) - «Повадилась лиса в курятник кур таскать.» (синий) - «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый) - «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)
Воспитатель : Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы, сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям. Звучит музыка «Дорога добра»
Воспитатель : А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево «Дерево добра».
Спелые яблоки – это добрые качества души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие качества.
– Молодцы! Замечательные получились деревья, а сейчас мы с вами продолжим наше пу-тешествие на прогулке. Понаблюдаем за облаками.
Прогулка.
Воспитатель : ребята, давайте понаблюдаем за облаками. На что похожи облака?
Ответы детей: на слона, на собаку, на рыбку, цветы, лошадку, сердечко, на овечку пуши-стую, на Деда Мороза с длинной бородой.
Воспитатель : а еще оно какое?
Ответы детей: голубое, серое, синее.
Воспитатель : что мы еще видим на небе?
Ответы детей: солнце.
Воспитатель : конечно, солнце.
– Ребята, а как вы думаете, во что может превратиться облако?
Ответы детей: в тучу
Воспитатель : а туча какая? (Хмурая, сердитая, черная).
– Когда проплывает большая туча, что происходит? Что идет? (Дождик).
Давайте послушаем с вами стихотворение, которое называется.
«Небо»
Небо чистое, голубое,
Небо доброе, родное.
А еще оно какое? Подвижная игра "Ветерок и облака"
По сигналу "Ветер!" дети - "облака" - бегают по площадке в разных направлениях ("облака летят по небу"). По сигналу "Нет ветра!" - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже "то или иное облако " (на дерево, птицу и т. д.).
В группе:
По возвращению с прогулки обсуждаем – размышляем над нашими наблюдениями. Что мы видели, какое оно небо?
Воспитатель : А сейчас отгадайте загадки:
Между гор, средь быстрых речек, Ветерок пасет овечек. Дунет он - летят овечки Воду пить от речки к речке. Пьют без удержу, пока. Не нальются их бока (облака) Белые овечки по небу гуляли, вниз упали - в речку попали. (Облака)
Звучит знакомая песня «Облака» и воспитатель предлагает детям нарисовать небо с обла-ками, увиденными на прогулке.
«Облака»
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда – то.
Итог занятия: на этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него?
Ответы детей.