Оксана Владимировна Ясинская
Кружок «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Истоки»
по духовно – нравственному
Старший возраст (с 5 до 6 лет)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям духовной культуры и освоения духовно – нравственных традиций. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Задачи:
• Дать представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; о семье;
• Воспитывать духовно – нравственные чувства;
• Воспитывать любовь к родной природе.
• Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности.
• Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Перспективное планирование
Тема Содержание Методические приемы
Сентябрь
1 неделя
«Культура поведения» Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба».
Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается».
2 неделя
«Положительные моральные качества» Дружеские взаимоотношения. Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».
Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса».
«Гражданская принадлежность» *Моя улица, домашний адрес.
Экскурсия по улице.
Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.
Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес.
3 неделя
«Духовно-нравственные чувства» «За большим погонишься- и малое потеряешь». Чтение сказки «Золотая рыбка» Обсуждение содержания. Лепка на тему «Золотая рыбка».
Октябрь
1 неделя
«Культура поведения» «Телефонный этикет»
Формирование форм словесной вежливости Беседа «Правила разговора по телефону».
Чтение: С. Маршак «Урок вежливости».
Дидактические игры: «У меня зазвонил телефон».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
2 неделя
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах и пожилых людях».
День пожилого человека. Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».
Чтение: р. н. с. «Гуси-лебеди».
3 неделя
«Этические представления» «Доброта и забота» Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».
Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»
4 неделя
«Семейная принадлежность» «Работа моих родителей» Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».
Чтение: С. Михалков «А что у вас?».
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Ноябрь
1 неделя
«Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах» Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».
Сюжетно- ролевая игра : «В автобусе».
2 неделя
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».
Чтение: А. Барто «Вовка- добрая душа».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».
3 неделя
«Этические представления» «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».
4 неделя
«Гражданская принадлежность» «Столица нашей Родины – Москва». Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Путешествие по Москве».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».
Декабрь
1 неделя
«У истоков русской народной культуры» «Зима – не лето,- в шубу одето».
«Светит, да не греет».
«Пришёл мороз – береги ухо да нос».
«Снегурочка – внучка Деда Мороза». Беседа о характерных особенностях зимы.
Чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.
2 неделя
«Положительные моральные качества» «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».
Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».
2 неделя
«Этические представления» «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».
3 неделя
«Семейная принадлежность»
«Семейные традиции».
Рассказ воспитателя «Что такое традиция».
Беседа: «Традиции вашей семьи»
Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»
4 неделя
«Гражданская принадлежность»
«Мы живё м в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей
Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.
Беседа «Мы живём в России».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».
5 неделя
«Гражданская принадлежность» «Новый год в России и других странах». Рассказ воспитателя о встрече Нового года.
Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».
Январь
2 неделя
«Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».
Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).
3 неделя
«У истоков русской народной культуры» «Пришла Коляда накануне Рождества».
«Зимние Узоры».
«Гжель прекрасная». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.
4 неделя
«Духовно-нравственные чувства» «Рождественские праздники».
«Крещение». Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».
Февраль
1 неделя
«Культура поведения» «Формирование культуры разговора, спора». Беседа «Вежливость в разговоре».
Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
2 неделя
«Положительные моральные качества» «Рыцарское отношение к девочкам». Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».
Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»
3 неделя
«Этические представления» «Скромность и зазнайство». Рассказ воспитателя.
Чтение р. н. с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
4 неделя
«Гражданская принадлежность» «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».
«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Российский флаг».
Беседы: «Наша армия родная бережёт нашу страну», «Что такое героизм».
Март
1 неделя
«Культура поведения» «Гостевой этикет». Беседа «Гости в дом – радость в нём».
Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».
Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».
2 неделя
«У истоков русской народной культуры» «Сердце матери лучше солнца греет».
«Русская матрёшка».
«Поэзия народного костюма».
«Грач на горе- весна на дворе» Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.
Рассказ о матрёшке.
Рассказ о народном костюме.
Беседа о русских обычаях встречи весны.
3 неделя
«Положительные моральные качества» «Оценка своих поступков». Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
4 неделя
«Этические представления» «Честность и лживость». Беседа «Правда и ложь».
Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».
5 неделя
«Семейная принадлежность» «Конвенция о правах ребёнка» : право на имя, гражданство. Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы, «Именины- праздник имени».
Апрель.
1 неделя
«У истоков русской народной культуры» «Шутку шутить – людей насмешить».
«Путешествие на златогривой чудо –тройке».
Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».
2 неделя
«Духовно-нравственные чувства» «Православные праздники». Рассказ воспитателя о Вербном воскресенье, о Пасхе.
Художественное творчество
«Пасхальное яйцо»
3 неделя
«Культура поведения»
«Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как мы ведём себя на улице».
Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».
4 неделя
«Гражданская принадлежность» «День космонавтики: первый полёт человека в космос». Рассматривание портретов, иллюстраций.
Беседа «Мы первые в космосе».
Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».
Май.
1 неделя
«Этические представления» «Трудолюбие и лень» Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».
Чтение р. н. с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
2 неделя
«Гражданская принадлежность» «День Победы». Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».
Список используемой литературы:
1. Боровкова Е. Б., Водина Н. И., Ефимов М. К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. - М. :ТЦ Сфера, 2003.
2. Гладких Л. П. «Основы православной культуры. Мир- прекрасное
творенье».
3. Зябкина В. В., Льговская Н. И., Микляева Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие. - М. : УЦ «Перспектива», 2011.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2003.