Анастасия Гиденко
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Введение
Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.
В дошкольном образовании идет сложный процесс поиска содержания, форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно ориентированном образовании. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.
Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Планирование определяет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Глава 1. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Основы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Методическая работа в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. Методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. Методическая работа - это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Основные задачи методической работы :
• выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
• включить каждого педагога в творческий поиск.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей являются характеристики самого методического процесса:
системность - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы;
дифференциация - второй критерий эффективности методической работы предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
этапность - критерий эффективности методической работы, указывающий на необходимость процессуальности и прохождения последовательно определенных этапов в методической работе.
Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
1.2 Планирование как один из этапов методической работы в детском саду
Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении. /2. с. 52/
Руководитель дошкольного образовательного учреждения:
осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.
Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
составление сетки занятий по возрастным группам;
При планировании работы ДОУ учитываются :
- тип дошкольной образовательной организации;
- возможности его материально-технической базы;
- кадровый состав, его профессиональные возможности;
- перспективы развития педагогического коллектива.
Принципы планирования :
- комплексный подход к планированию;
- конкретность плана;
- реалистичность, выполнимость плана;
- сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
- нацеленность на конечный результат;
- опора на участие каждого сотрудника.
Вывод по первой главе
Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая.
В первой главе исследования рассмотрели общие теоретические и методические подходы к планированию педагогического процесса. Выделили задачи, цели, виды и условия планирования, соблюдение которых необходимо для успешного планирования в дошкольном образовательном учреждении. Планирование- это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить
Глава 2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении
2.1Анализ планирования в дошкольном образовательном учреждении
В работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно-образовательной работы.
Годовое планирование.
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровней, примерной общеобразовательной программы для дошкольного образовательного учреждения и программы воспитания и обучения в детском саду, а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Он опирается на модель образовательного процесса на год и охватывает все стороны воспитательно-образовательной работы ДОУ, предусматривает ее непрерывность и последовательность.
Структура годового плана работы выглядит следующим образом:
Вводная часть
Основные задачи работы дошкольного учреждения
Организационно-педагогическая работа. Руководство воспитательно-образовательной работой и контроль
Работа с кадрами
Работа с родителями
Административно-хозяйственная работа
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
При этом в плане учитываются специфика образовательной программы детского сада и ее региональный компонент.
В соответствии с годовым планом работы ДОУ разрабатываются годовой и перспективный планы работы :
- заведующего и старшего воспитателя детского сада;
- структурного подразделения, которые составляются руководителем структурного подразделения и утверждаются на педагогическом совете дошкольного учреждения;
- специалистов, которые составляют педагоги и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования) с учетом требований социального партнерства внутри ДОУ и вне его;
- воспитателей с конкретной группой детей.
Все названные выше планы работы могут быть представлены в текстовой и графической формах. В первой расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы образовательной деятельности педагога. Во второй - запланированные мероприятия связываются одной тематикой в течение всей недели. Это может быть сделано в виде:
- схемы-сетки, в которой на одной странице отражается список детей среднего и старшего дошкольного возраста, на второй - сетка занятий, на третьей - основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10, которые ставятся в течение всей недели во всех видах деятельности;
- блочного планирования - в нем в течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема в условиях обеспечения детей раннего и младшего дошкольного возраста содержательной и интересной деятельностью.
Текущее планирование
Текущее планирование работы ДОУ - вид корректирующего планирования по месяцам и неделям, который используется для конкретизации и корректировки мероприятий, предусмотренных годовым планом. Оно связано с реализацией на практике моделей образовательного процесса на месяц и неделю.
В месячном плане выделяются определенные дни для проведения педагогических советов, теоретических семинаров, методических мероприятий, просмотра открытых занятий, консультаций, проверки календарных планов, мероприятий, проводимых совместно с родителями и школой.
В плане работы на неделю содержание работы еще более конкретизируется, дополняясь мероприятиями по решению конкретных педагогических задач и вопросов организации текущей жизни группы. Основным ориентиром при этом выступает модель, заданная в программе воспитания и обучения.
В соответствии с ней воспитатели определяют тематику и программное содержание предстоящих занятий, отбирают методы и приемы, которые позволяют решать намеченные задачи, намечают игры, трудовые поручения, дела, обязанности, которые будут предложены детям. При этом основную часть месячного или недельного плана намечают оба воспитателя, работающие в группе, а детали - каждый в отдельности. В некоторых детских садах для создания общих смысловых контекстов их деятельности вводится циклограмм.
Циклограмма примерных видов деятельности на неделю
День недели Вид деятельности
Понедельник Просмотр презентаций, научно-популярных фильмов, фотографий по теме недели
Вторник Продуктивная деятельность по теме недели. Выставка художественной литературы по теме недели
Среда Викторины, конкурсы по теме недели
Четверг Экскурсия, целевые прогулки по теме недели. Встречи с интересными людьми. Совместные мероприятия с другими группами
Пятница Итоговая или обобщающая деятельность. Оформление выставки, стендов творческими работами. Концерты, развлечения. Проведение олимпиад по теме недели
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие виды планирования.
Оперативное планирование - планирование работы воспитателей на день. Оно опирается на модель образовательного процесса на день и предполагает параллельное осуществление деятельности целеобразования и разработки конкретных мероприятий, повышение роли оперативного контроля. При этом особенное внимание обращается на планирование режимных процессов.
Перспективное планирование
Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование образовательного процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (месяц, квартал, полгода, год) с учетом особенностей конкретной группы детей. При этом важно обращать внимание на то, чтобы коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками рационально сочетались с индивидуальной работой с отдельными детьми.
Перспективное месячное планирование начинается с анализа программного материала и уровня его освоения детьми за прошедший период, при этом роль педагогического прогнозирования уменьшается и увеличивается роль опережающего корректирующего и итогового контроля.
Особенностью планирования по кварталам и годового планирования выступает то, что в его основе лежит, напротив, педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в усвоении ими программы в определенные отрезки времени.
Календарное планирование.
Данный вид планирования опирается на программу воспитания и обучения в детском саду, в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Организованные формы обучения».
В первом разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом. При этом воспитателю необходимо подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.
Во втором разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации. Так, воспитателю необходимо равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания.
Календарный план может быть составлен и на меньший промежуток времени (на месяц, неделю) и предусматривать планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый промежуток времени.
Традиционно компонентами календарного планирования являются
цель, она направлена на развитие, воспитание, обучение;
-содержание (виды действий и задачи, которое определяется программой;
- организационно-действенный компонент (формы и методы) должны соответствовать поставленным задачам);
-результат (что запланировали в самом начале и что получили, должно совпадать).
По каждому виду образовательной деятельности определяются задачи развития детей в соответствии с ними указывается, каким личным опытом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями) они должны владеть к концу учебного года.
Отбираются диагностические методики, с помощью которых можно оценить уровень развития детей, на их основе разрабатываются модели игровых контрольно-оценочных занятий.
Структурируется содержание деятельности в каждом месяце учебного года с учетом разных видов игр-занятий с детьми.
Перспективно-календарное планирование
Такое планирование объединяет в себе описанные виды планирования. В нем общая часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд, а более конкретное содержание - на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы : утро - вечер).
О. В. Руденко предлагает следующий алгоритм его разработки :
вписать все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы детского сада;
определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий, ориентируясь на преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы;
на основе принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц осуществить непосредственное планирование : игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, развитию физкультурных, музыкальных, элементарных математических представлений и др. ;
провести планирование предварительной работы перед лепкой, рисованием, аппликацией;
в соответствии с задачами (воспитательными и образовательными) указать виды и частоту повторений дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и других игр, а также цель и виды труда;
составить план прогулок с указанием основных моментов наблюдений, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий;
спланировать систему индивидуальной работы с конкретными детьми непосредственно после проведенного занятия, игры, труда;
проанализировать план, проследив взаимосвязь всех его разделов;
предусмотреть, какое оборудование потребуется для педагогической работы в группе;
спланировать работу с родителями;
записать наблюдения в план накануне или в тот же день утром.
Сам годовой план также всегда находится в свободном доступе для всего педагогического коллектива в методическом кабинете ДОУ, план работы на месяц должен быть вывешен вблизи методического кабинета.