Марина Варнавская
Конспект педагогического мероприятия «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы непрерывной образовательной деятельности:
экспериментирование, наблюдение, ситуативный разговор, игры и упражнения под музыку, решение проблемных ситуаций
Формы организации: групповая.
Цель мероприятия : расширять знания детей о состояниях воды, о ее значении в жизни человека, о необходимости беречь и сохранять воду.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект педагогического мероприятия „Секреты воды“» размещена в разделах
- уточнить и расширить знания детей о свойствах и качествах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
- формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: закреплять умение работать с пробирками, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить ориентироваться в пространстве.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов; развивать умение формулировать выводы по итогам опытов
- способствовать развитию игровой деятельности детей;
- приобщить к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, мелодико-интонационную сторону речи, мышление, любознательность, наблюдательность.
- активизировать и обогащать словарь детей.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к чистой воде.
Оборудование:
Прозрачные пробирки, стеклянный сосуд. Больше тарелки со льдом. Термос с горячей водой. Символы – подсказки с изображениями воды. Зеркало. Волшебный сундучок, письмо. Карта. Установка для песочной терапии. Мультимедийная установка. Аудиозапись загадочной музыки, видеописьмо Снежной Королевы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, чтение экологических сказок «Как речку обидели», «Путешествие капельки», игровые упражнения «Какая бывает вода», проведение опытов с водой. Просмотр иллюстраций, карточек «Почему воду нужно беречь», д/и «Кому нужна вода?», «Где, какая вода бывает?». Наблюдения в природе: дождь, ливень, тучи, лужи, туман, снегопад, сосульки, иней и т. д.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Звучит загадочная музыка.
1. Мотивационно-ориентировочный момент
Воспитатель: Ребята вы слышите этот загадочный звук?
Воспитатель: А что же это такое?
(ответы детей)
Воспитатель: Поскорей его откроем!
Воспитатель открывает сундучок.
2. Игровая ситуация
Воспитатель: Письмо от жителей страны маленьких человечков. Прочтем его.
Дорогие ребята!
Случилась беда, в нашей стране пропала вода.
Помогите найти воду!
(за кадром звучит музыка)
Воспитатель: Беда. Беда приключилась! Что это за шум?
(ответы детей)
3. Затруднение в игровой ситуации
(на экране появляется C нежная королева со словами:
«Где вода, где вода, нет воды.
Я сосуд опустошаю, по земле все расплескаю,
Испытанья проходи и по капле находи.
Кто загадки разгадает, и секреты все узнает.
Сможет чудо обрести - воду жителям найти»
(появляется пустой сосуд на столе у воспитателя)
4. Постановка проблемы
Воспитатель: Случилась беда. Сосуд у меня, но воды в нем нет. Сможет ли страна маленьких человечков сможет прожить без воды?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда в путь. Мы во время нашего путешествия не только поможем маленьким человечкам, но и узнаем много нового о воде, ее свойствах и качествах.
II. Основная часть
Воспитатель: Но куда же нам отправляться? Где искать капельки воды? (звук музыки из сундучка)
(достают и рассматривают карту)
Вот и первая капелька. За мной!
Воспитатель: Три шага вперед, два налево.
1. Ситуативный разговор
(звучит музыка)
Воспитатель: Ребята вот оно первое препятствие. Но камни здесь не просто так, верно? На каждом из них задание для нас. Пусть Снежная королева не радуется - мы справимся.
(разбирают, находят капельки с символами воды)
Воспитатель: Первый символ – вода. Так что же такое вода?
(ответы детей)
(Дети собирают символы, и Воспитатель каждому ответившему вешает символ на шею)
Воспитатель: Молодцы!
(на экране все найденные символы)
Воспитатель: Повторим. Что вы знаете о воде.
(Дети объединяют полученные знания)
Воспитатель: А вот первые капельки для наших друзей.
(опускает капли в сосуд с водой)
(Воспитатель смотрит на карту)
2. Поисково-исследовательская деятельность
Воспитатель: Ребята, движемся дальше. Перед нами на карте озеро
(смотрят вперед - пусто)
Воспитатель: Что случилось, где озеро, мы заблудились.
(ответы детей)
Дети: Здесь нет озера, здесь только песок!
Воспитатель: Но карте мы видим воду, здесь должны быть капельки воды. Попробуйте песок! Все! Все! Какой он? Почему? Где все живое?
Воспитатель: Не верю, может быть осталась хоть одна капелька! Вот она! Наша вода. Капелька опустим ее в сосуд и вспомним для чего всему живому вода?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, вода наш помощник и друг, а наша капелька такая маленькая, одна единственная, как нам себя вести, чтобы не потерять воду?
(ответы детей)
3. Открытие нового знания
Воспитатель: А как?
Дети молчат
Воспитатель: Я сегодня открою вам секрет - зная, его вода, никогда не пропадет
(на экране модели бережного отношения к воде, называя их, воспитатель вручает их детям)
Воспитатель: Капелек еще мало, а время бежит. Ребята дальше в путь.
(смотрит на карту, удивлена, карта не вся)
Воспитатель: Не закончились проказы снежной королевы, куда же двигаться дальше, где искать капельки воды?
(ребенок находит клубочек)
(ответы детей)
4. Динамическая пауза «Капельки»
Интерактивный Клубочек: Я дорогу вам найду и вперед вас поведу. Вы, ребята не пугайтесь с испытаниями справляйтесь.
(клубочек голосом указывает дорогу)
Капля раз капля два – очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом
Стали капли поспевать, капля каплю догонять,
Кап, кап, кап (оказываются в лаборатории)
5. Воспроизведение нового в типовой ситуации
Воспитатель: Где мы оказались?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы оказались в лаборатории, мы научные работники. Чем занимаются в лаборатории?
(ответы детей)
(Дети надевают рабочую одежду)
Воспитатель: мы будем открывать тайны воды. Надеваем рабочую одежду. Перед началом вспоминаем правила проведения опытов.
Дети: Не толкать соседа вовремя работы, сначала посмотреть, потом повторить, с горячей водой и стеклом быть осторожней, материал убери, положи на место. Молодцы все готовы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, символы, что на них изображено:
(ответы детей)
Воспитатель: Как все это связано с водой?
(ответы детей)
Воспитатель: для этого мы и здесь. Сейчас я вам открою еще одну тайну воды, и взамен мы получим капельку нашим друзьям. Ребята, мы знаем, что вода состоит из мелких капелек. Представьте вы капельки – возьмитесь за руки. Капельки соединены друг с другом точно так же, но не очень крепко, поэтому вода растекается.
Воспитатель: Попробуем это проверить
6. Практическая деятельность. Показ воспитателя
опыт №1.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется, растекается по блюдцу. Почему вода растеклась по блюдечку?
Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. Какие еще вы можете назвать жидкости?
Воспитатель: Итак, ребята делаем вывод
(ответы детей)
(на экране схема жидкой воды)
Воспитатель: Но вода ребята, бывает не только в таком состоянии.
(достает термос)
Воспитатель: Что это и для чего?
опыт №2
(ответы детей)
Воспитатель: Открываем его, скажите, что вы наблюдаете?
Воспитатель: Как он связан с водой, та ли эта вода, которую мы ищем?
(ответы детей)
Воспитатель: Я попробую раскрыть еще секрет воды. Что это у меня в руках?
Дети? Зеркало.
(Дети трогают его поверхность)
Воспитатель: Коллеги, я подношу зеркало и держу над термосом. Какое оно? Откуда взялась вода?
(ответы детей)
Воспитатель: Еще один секрет в том, что при кипячении вода попадает на превращается в пар. Значит ли это, что перед нами вода и эта капелька нам подходит? (Дети делают выводы)
Воспитатель: А как мы с вами можем это изобразить? В паре расстояние между частичками больше чем в воде, и они разлетаются быстрее. Его изобразить можно так.
(появляется схема)
опыт №3
Воспитатель: Ребята, какой секрет состояния воды скрывает эта картинка.
(картинка с изображением льда)
(ответы детей)
Воспитатель: Лед это вода? Подумаем, проверим. Перед вами предметы, возьмите в руки их и скажите какие они?
Дети: твердые
Воспитатель: А как, по-вашему, вода могла бы оказаться среди этих предметов?
Дети: Нет
Воспитатель: Проверим? Мы же исследователи. Возьмите кубики в ладошки. Что происходит?
(лед тает)
Воспитатель: Происходит чудо! Что это у вас?
(ответы детей)
Воспитатель: Откуда она у вас образовалась
(ответы детей)
Воспитатель: Внимание, коллеги, какой вывод вы сделали?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно. Вода, так же как и мы может замерзать. Вы когда замерзаете, что делает, представьте, что вам холодно, как будем согреваться
(ответы детей)
III. Итог непрерывной образовательной деятельности.
1. Итоговая беседа
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. С заданием мы справились и не только еще мы узнали много секретов воды. Вспомним их, а помощниками будут подсказки, которые были с нами все время.
( Дети анализируют увиденное по вопросам воспитателя: Что нового узнали? Где это пригодится)
Воспитатель:
Да, друзья мои! Запомните навсегда
Символ жизни на земле – это вода
Экономь ее и береги, Мы ведь на планете не одни!