Татьяна Ткачёва
Конспект ОВД «Золотая хохлома» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Расширять знания детей о народном декоративно-прикладном искус-стве (хохломская роспись);
• продолжать знакомить с изделиями хохломских мастеров и технологией их изготовления;
• расширять представления о разнообразии материалов, элементов росписи;
• познакомить с историей возникновения народного промысла;
Публикация «Конспект ОВД „Золотая хохлома“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей (хохломская);
• совершенствовать умение при составлении декоративной композиции, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения;
• закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов;
• формировать у детей устойчивый интерес к к декоративно - прикладному творчеству;
• воспитывать аккуратность, самостоятельность.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку трудиться, заниматься;
• Способствовать развитию организованности, дисциплинированности;
• Вызвать радость от совместных действий с взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»
• Способствовать развитию речи детей, развитию артикуляционного аппарата, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
• Развивать связную речь детей.
Материал: выставка изделий с хохломской росписью, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен.
Ход:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую
народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
- Посмотрите на эти изделия и скажите, знакомы ли они вам? Изделия, каких мастеров вы видите? Какой росписью расписана посуда? Что необычного в ней? (Ответы детей)
Хохлома, Хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда –
золотая вся посуда!
- Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?
-Хохлома – старинный народный промысел.
- А знаете ли вы, почему эти изделия называют хохломскими?
- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую.
На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?»
Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?»
А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!»
Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
- А как же началось это удивительное художество?
Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела, как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар – птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой…
Вос-ль:
-Это конечно сказка.
- Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто.
А хотели бы вы узнать, как мастера изготавливали свои изделия?
- Сначала из дерева вырезали, вытачивали ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывали глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом, а затем натирали алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»
- Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет).
- Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки).
- Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка.
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир: дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо краски!
И по свету бродят сказки,
И улыбки Хохломы!
- Ребята, а давайте откроем свою мастерскую, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Ответы детей). Прежде чем мы станем мастерами, давайте немного отдохнем!
Физминутка
Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево - вправо
Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались
Головой качают тихо засыпают… движение головой влево - вправо, ручки под щечки
- А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.
- Прежде чем начать нашу работу давайте вспомним элементы росписи.
(Ответы детей)
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
Продуктивная деятельность.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому –
Красоту невиданную.
Рисовали «травку»
Солнечною краской,
Ягодки, огоньки –
Алой краской от зари.
(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку).
Итог:
- Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные изделия – настоящая золотая хохлома.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша хохлома!