Татьяна Анатольевна Клепикова
Конспект открытой НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Сказочники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о жанрах сказок, развивать творческие способности детей через придумывание сказки с использованием мнемотаблиц.
1. Обучающие задачи:
Связная речь:
- обучать детей сочинять сказку по «модели-схеме сочинения сказок»;
- обучать связно и последовательно излагать ход придуманной сказки;
Словарь:
- обучать детей подбирать антонимы к прилагательным ;
- обучать детей подбирать прилагательные (описание героев);
Публикация «Конспект открытой НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Сказочники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепить умение использовать в речи образные выражения, свойственные для сказок.
Грамматика:
- упражнять детей в построении предложений;
Звуковая культура речи: учить передавать интонацией характерные особенности героев сказки.
2. Развивающие задачи :
- развивать умение детей работать с условными заместителями персонажей сказок.
- развивать у детей способность к перевоплощению.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству;
- воспитывать умение слушать.
- создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения.
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (НОД была построена на основе предыдущих непосредственно образовательных деятельностей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
Методы:
- наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных - героев сказок);
- словесный метод (сопровождающий презентацию, рассказ);
- метод эмоциональной заинтересованности.
Предварительная работа:
- чтение, пересказ сказок разного жанра;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- сочинение сказки методом мнемотехнике;
- просматривание мультфильмов - сказок.
Оборудование:
- конверт с загадками;
- проекторная доска;
-эмблемы со сказочными героями;
- аудиозапись песни «Буратино»;
- волшебная тропинка;
- мяч на поляне;
- пазлы;
- кроссворд.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход НОД.
Ребята я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами «Здравствуйте это я!». К нам пришло много гостей, давайте повернемся к ним и поздороваемся. (Дети проходят на свои места, звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» - драка кота и лисы. забегают Буратино, кот и лиса. Разрывают книгу со сказками).
Воспитатель: Ребята поможем Буратино придумать свои новые сказки (Да).
Ребята, вам уже известно, что существует три вида народных сказок. Назовите их.
(волшебные, бытовые и народные сказки о животных).
Воспитатель. Да, верно. Сказки, главными героями которых являются животные, называются сказками о животных. Какие вы знаете сказки о животных?
(«Волк и семеро козлят», «Журавль и цапля», «Лисичка -сестричка и волк», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»)
Воспитатель: Ребята, а какую мы привыкли видеть в сказках лису? (Медведя, волка, зайца)
(Лиса хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая. Волк глупый, злой, коварный, бессердечный. Медведь неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный. Заяц трусливый, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка.
Какие вы знаете бытовые сказки?
(«Как Иван -дурак дверь стерег», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь»).
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о волшебных сказках? (Волшебные сказки -это те сказки, в которых происходит волшебство, разные превращения. «Царевна - лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Воспитатель: Помимо волшебных, бытовых сказок и сказок о животных есть еще один вид сказок. Послушайте.
Жили-были два павлина – вот и сказки половина,
Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся! (Повторяется несколько раз, после чего дети высказывают свои предположения, как называется такая сказка).
Такая сказка называется докучной. А вы, ребята, знаете, что значит слово «докучать»?
Игра «Докучная сказка».
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру. Нужно будет поочередно рассказать эту докучную сказку с разной интонацией.
(Дети поочередно рассказывают сказку как страшную, веселую, грустную, шепотом, как с трибуны, как будто холодно. Перед каждым рассказыванием играет музыкальное вступление в том характере, в котором нужно рассказать сказку).
Воспитатель: Все русские народные сказки делятся на три части. Давайте их вспомним.
( Дети: Начало сказки сказочный зачин. В зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия. «Жил - был», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве»).
После зачина идет середина - кульминация сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.
И заканчивается сказка концовкой. В концовке мы узнаем, чем сказка закончилась. («Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка -ложь, да в ней намек… .» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!». «Красным девицам венец! Вот и сказки конец!» А кто слушал молодец.»)
А теперь, ребята, давайте вспомним, какие особенности свойственны всем народным сказкам?
( Троекрактное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул.
Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц - побегаец, лисичка -сестричка, серый волк -зубами щелк,
Встречается число 7: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;
Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
Во всех сказках счастливый конец).
Ребята я хочу пригласить вас в страну «Сказок» и стать сказочниками.
Попадем мы в страну «Сказок» вот через эти ворота. Я открою вам секрет : кто пройдет через них тот наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса.
Пройти волшебные ворота можно если мы отгодаем загадки.
Загадки
1. У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка? вот вопрос.
(Приключение Буратино)
2. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом он умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает!
(Кот в сапогах)
3. На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
(Заюшкина избушка)
4. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Кот, петух и лиса)
5. Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
(По щучьему велению)
6. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла.
(Золушка)
7. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка…
(Снегурочка)
8. Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)
19. Родилась девочка в чашечке цветка.
Ростом эта девочка не больше ноготка.
(Дюймовочка)
10. Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка в лес с пирожками пошла,
Что же случилось и кто же она?
(Красная шапочка)
(На слайде показ ответов).
Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в сказочную «Страну». (Дети по одному проходят через волшебные ворота, играет музыка Азбука из кинофильма Буратино. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир).
Воспитатель. Вот мы и попали в Сказочный мир. Смотрите впереди нас ждет волшебная тропинка, по которой мы должны пройти. Готовы? (Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом). Мы идем по земле. Земля бывает разная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А на волшебной тропинки все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. А теперь вдруг у нас под ногами писок. Он становится все горячее и горячее. Он проста обжигает ноги. И снова все изменилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листочки. И вот тропинка нас вывила к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и снова пошли по тропинки. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги. И вот тропинка привела нас к волшебной стране сказок. (По тропинке идут под музыкальное сопровождения, останавливаемся в кругу).
Игра «Волшебный мяч».
Ребята представьте каких сказочных героев мы можем встретить на пути (хороших и, добрых и, старых и, маленьких и, весёлых и, ласковых и грубых, смелых и,сильных и, умных и).
(Воспитатель называет одно качество, дети называют антоним).
(Дети делятся на три команды. Берут сказочного героя на против которого остановился).
Игра «Положительный – отрицательный сказочный герой».
Воспитатель. Давайте посмотрим, кого мы можем встретить?
(Воспитатель в виде пазл предлагает иллюстрации сказочных героев и дают им характеристику).
(Дети картинки со сказочными героями раскладывают на две стопы -положительные и отрицательные по группам собирают пазлы и угадывают сказку, называют героя и характеризуют его).
Игра «Продолжи пословицу».
Мы много сказок знаем, ребята давайте вспомним какие пословицы и присказки знаем.
Воспитатель. Хороша кашка, да мала чашка;
- Умей в гости звать, умей и угощать;
- Жить в соседях, быть в беседах;
- Что посеешь, то и пожмешь;
- Что есть в печи, все на стол мечи.
Давайте наберемся сил в месте со сказочными героями.
Кот, петух и лиса
Жили Котик (пальцы растопырили)
С Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)
(Ребята занимают свои места по командам).
Воспитатель. Предлагаю сочинить сказки для нашшей книги. (детям предлагаются мнемотаблицы).
Давайте первая наша сказка будет называться «Как волк на рыбалку пошел»
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, а когда вернёмся нарисуем иллюстрации о сказочных героях к нашей книге по сказкам которые вы сочинили, что бы книга получилась красочной.
Выход из сказки.