Таня Иванова
Конспект открытой НОД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнять и обобщать знания детей о семье, о родителях, формировать представление о составе семьи;
Программное содержание:
Обучающие: уточнять и обобщать знания детей о семье, о родителях, формировать представление о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
Развивающие : развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение русских пословиц о семье, рассматривание иллюстраций, зачитывание пословиц, поговорок, рассказы о семье.
Словарная работа: родня, семья, матушка, племянник, эпоха, век.
Демонстрационный материалы: фотографии семьи, слайды с изображениями семьи, композиции художников З. Серебряковой, А. Рубашкина, Ф. Славянского.
Ход
Дети сидят на стульчиках полукругом.
В. : Послушайте стихотворенье которое я вам сейчас прочитаю.
Ребята, сегодня с вами побываем на выставке художников которые изображали семью. Поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о семье.
Ребята, посмотрите, у нас сегодня организована выставка. На ней картины З. Серебряковой «Крестьяне», А. Рябушкина «Семья купца», Ф. Славянского «Семейная картина».
Кто изображён на этих картинах?
Д. : Семья
Почему вы решили, что на картинах изображена семья? Картины ведь все такие разные?
(На картинах изображены родители, дети, мамы, папы, дочери, сыновья, бабушки и дедушки. А ещё видно, что на картинах изображены семьи из разных эпох.)
В. : Выберите картины, которые вам больше всего понравились. Подойдите к репродукциям и расскажите о них.
Анализируем рассказы детей, делаем выводы.
Картины объединяет их добрый настрой: количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков тому назад, другие наши современники.
Почему вы решили, что на рисунках изображено прошлое?
(Одежда у людей необычная, старинная).
В: Какую одежду носили в старину?
(Мужчины носили длинные рубашки с поясом, женщины надевали длинные рубахи, сарафаны, повязывали на голову платочки)
В. : Художники написали портреты людей. Им удалось передать их любовь друг к другу, нежность, заботу. Родители ласково обнимают детей. Как выдумаете, что такое семья?
(Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют друг другу, уважительно и ласково относятся друг к другу).
В. : Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
Мать малыша накормит, напоит, приласкает, пожалеет и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит.
Папа – это самый близкий и дорогой ребенку человек! Когда он дома, для ребенка настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться!
Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться. Помогать мамам и папам их растить. А вот у старших можно кое – чему научиться. Есть ли у вас братья и сестры? Расскажите о них.
Самые старшие и уважаемые члены семьи – бабушки и дедушки. Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.
У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, все семьи одинаковы? Или может они разные? Чем они отличаются?
(Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах).
В. : Семья – это самое главное, дорогое, что есть у человека.
Воспитатель предлагает детям игру.
Игра «Кто я?» Дети становятся в круг, воспитатель стоит в центре.
Бросаю мяч одному из ребят и задаю вопрос:» Я – мама, а ты мне кто?».
Ребё нок бросает мяч обратно и отвечает: «Сын» (дочь)».
Воспитатель задаёт вопрос, а дети отвечают.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
В. : Всё время русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Дети вспоминают пословицы, которые были выучены ими в ходе предыдущих занятий и бесед о семье.
«Вся семья вместе и душа на месте»
«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»
«Русский человек без родни не живёт»
«Нет такого дружка, как родная матушка»
«Семья ладом полна»
Вы все принесли фотографии своей семьи. Возьмите фотографии и рассмотрите их ещё раз. Скажите, кто на них изображён?
Воспитатель привлекает внимание детей к висящему на стене силуэту дерева.
В. : В нашей группе выросло красивое дерево. Вы каждый день приходите в детский сад. Мы все вместе находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью. Это дерево – наша группа, каждая из веточек – это ваши семьи. На столах в корзиночках лежат листочки с фотографиями ваших родных, членов ваших семей. Нужно разместить фотографии членов своей семьи на веточке дерева и рассказать, как зовут членов семьи, назвать имена и отчества родных – мам и пап, бабушек и дедушек.
Дети прикрепляют на дерево листочки с фотографиями членов своих семей, рассказывают о них.
В. : Слушая ваши рассказы, можно почувствовать, с какой любовью и нежностью вы, ребята, относитесь к родным. Предлагаю вам прочитать стихотворения о семье. Дети читают стихи.