Ралина Касимова
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знай и открывай природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытой непосредственно –
образовательной деятельности
по познавательному развитию
в подготовительной группе № 8
Тема: «Знай и открывай природу»
подготовила воспитатель Касимова Р. Р.
Южноуральск 2015 год
Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Знай и открывай природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Формирование экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах сохранения, вызвать интерес к природе и к проблемам её охраны: навыки культурного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материалы и оборудование: презентация, осенний лес, картинки из жизни природы, оборудование для игры «Угадай что растет в лесу?», картинки с правилами поведения в лесу, таблички с оценками для жюри, призы для награждения детей, эмблемы для команд, кроссворд» Растения», экологические знаки, детские песни, фишки, разрезные картинки овощей и фруктов, фруктовое дерево и грядка на плакате с прорезями для вставки овощей, карта, костюм для лесовичка.
Предварительная работа:
проведение кружковой работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение и т. д.); заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о растениях; беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу; проведение конкурса рекламных плакатов «Не навреди природе»; настольные и дидактические игры о природе, растениях: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород». Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы».
Ход. Звучит музыка «Мы начинаем КВН», входят команды. (Слайд 2-заставка КВН.)
Воспитатель КВН - это игра весёлых и находчивых. Сегодня мы поиграем и посмотрим: чья команда лучше знает природу. В конце игры посчитаем баллы и определим победителя. А жюри в игре будут наши педагоги. (Представляем членов жюри.)
Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения! За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!
1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)
Воспитатель спрашивает у детей название их команды
1 команда – «Солнышко». Ответ детей хором.
Капитан команды «Солнышко»
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
2 команда – «Капелька» Ответ детей хором.
Капитан команды «Капелька»
Ваш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни»
Слово для оценки предоставляется жюри.
2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)
Представляет собой блицопрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Вопросы для команды «Солнышко» :
1. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
2. У какого дерева белый ствол? (у березы)
3. Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
4. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
5. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
6. Назовите сказки, в которых есть упоминание о растениях.
Вопросы для команды «Капелька»
1. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
2. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
3. Когда земляника поспевает? (летом)
4. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
5. Во что превращаются весной почки на деревьях? (в листочки).
6. Назовите сказки, в которых есть упоминание о растениях.
Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.
Воспитатель : Ребята, к нам поступило электронное письмо…хотите узнать от кого оно? Внимание на экран(. Слайд 3 осень)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен. Я - красивая желтая. (осень) приглашаю вас в свой осенний лес, чтобы вы не заблудились вас проводит Лесовичок. Звучит осенняя мелодия, появляется Лесовичок. (Слайд 4 осенний лес)
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Далеко вы собрались? А вот я, старичок – лесовичок, узнать хочу, можно ли вас в лес пускать? Знаете ли вы правила поведения в лесу? Как вести себя на дороге – вам покажут дорожные знаки, а вот знаки которые находятся в этих конвертах не пускают в лес тех, кто не умеет там себя вести. (В руках у лесовичка два конверта со знаками.)
3 конкурс «Экологические знаки» (Слайд 5- знаки)
Лесовичок: Каждой команде предлагаю взять по конверту и объяснить, что означают эти знаки. (дети рассматривают знаки, потом отвечают) - Каждая команда получает по 5 баллов. Ребята должны определить название каждого из них.
1-ая команда:
1) - Нельзя портить кору деревьев.
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.
2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
• кожура апельсина – 2 года;
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
• жестяные банки – от 80 до 100 лет;
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.
2-ая команда:
1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.
(Подведение итогов конкурса «Экологические знаки»)
- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Постарайтесь запомнить «лесные правила».
Лесовичок: Я вижу, что вы знаете правила поведения, таких ребят можно пускать в лес. Чтобы в лесу не заблудится, я дам вам карту. А в конце пути вас ждёт интересная находка. До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята пойдёмте в лес. Он открывает вам свои тайны. Звучат голоса птиц. Вот и первая тайна леса.
4 конкурс Каждой команде надо узнать, что растёт в лесу. (на разносе лежат шишки ели, сосны, гроздья рябины, кусочек мха, листья берёзы, кора сосны, береста) Жюри оценивают выполнения задания. (либо пазлы собрать- ягоды и грибы).
А сейчас ребята посмотрите на экран. Это дары леса. (Слайд 6 –лесные ягоды, Слайд 7 -ядовитые ягоды, слайд 8- грибы.)
Назовите их. (на экране появляются поочерёдно для одной и другой команды слайды изображающие ягоды и грибы). Звучит музыка, дети продолжают прогулку по лесу.
5 конкурс (загадки-описания природных сообществ сопровождаются показом слайдов). (Слайд 9 –луг, слайд 10- роща, слайд 11- хвойный лес, слайд 12- ручей, слайд 13-болото.)
1. Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит. (ручей)
5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото)
По окончании конкурса слово предоставляется жюри.
6 конкурс капитанов. (Слайд 14)
Приглашаются капитаны обеих команд. Участники КВН приветствуют капитанов. В этом конкурсе капитаны будут соревноваться в знании пословиц и поговорок о природе, растениях.
1. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
2. Упал с дерева один лист — жди осени.
3. Растение - земли украшение.
4. Рощи да леса - всему краю краса.
5. Много леса не губи, мало леса – береги,нет леса - посади.
6. Растенье - берегам спасенье.
7. Зеленый наряд – радует взгляд.
8. Сломить дерево – секунда, а вырастить года.
9. Лес и вода-брат и сестра.
10. Была бы водица, а зелень родится.
11. Чеснок да лук от семи недуг.
12. Лук и капуста болезнь не пустят.
Подведение итогов.
7 конкурс «Кроссворд» (Слайд 15)
Ведущий по очереди каждой команде загадывает загадки. Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд, и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.
«Солнышко» 1 Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облака)
2 Зимой одевается в белый кафтан, весной – в зеленый сарафан, летом – в платье цветном, осенью ходит в плаще золотом. (Земля)
3 Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).
4 Голубой шатер весь мир накрыл (Небо)
5 Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб).
6 Рыжая плутовка живет в густом лесу. (Лиса).
о Б л а к о
з Е м л я
а Р б у з
н Е б о
Г р и б
л И с а
п р и р о д у
«Капелька»
1. Не ездок, а со шпорами не будильник, а всех будит (петух).
2. Всю ночь летает - мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло (сова).
3. Летит, пищит, очень тоненько звенит. Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
4. Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и плотины (бобры).
5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь)
6. Хвост пушистый, мех золотистый.
7. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)
О чем говорит нам это волнующее слово?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Наша планета Земля. Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Жюри подводит итоги.
В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…
- Мы проверяли вас на славу, и победители по праву
Похвал достойны. И награды сейчас вручить мы очень рады
Проводится награждение. КВН закончен, друзья, до свиданья!
Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!