МААМ-картинки

Конспект открытой итоговой НОД по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР

Ольга Беденко
Конспект открытой итоговой НОД по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 г. Азова

КОНСПЕКТ

открытой итоговой НОД

для старших дошкольников (5-6 лет)

группы компенсирующей направленности с ТНР

№ 19 «РЕЧЕВИЧОК»

МБДОУ № 29 г. Азова

по обучению грамоте на тему :

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

Разработчик: учитель-логопед

Публикация «Конспект открытой итоговой НОД по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах

первой квалификационной категории

Ольга Петровна Беденко

г. Азов 2020-2021 уч. г.

Цель: создание условий для закрепления и обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи через словесные, дидактические, пальчиковые, динамические игры и упражнения.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный, твердый и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный);

- закрепить умения давать полную характеристику звукам речи;

- совершенствовать навыки звукового анализа;

1. Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание, активизировать память, тренировать фонематический слух;

- формировать способность к мыслительной работе во всех видах детской деятельности;

- укреплять мелкую и общую моторику; развивать тонкие движения кисти руки.

1. Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;

- воспитывать доброжелательное отношение взрослых и детей в коллективе.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение; макет Цветика-Семицветика, предметные картинки, магнитные буквы, Су-Джок мячик, красные, зеленые, синие кружки, сюрприз (сладкое угощенье).

Прогнозируемый результат:

Будет выявлен уровень ориентировки старших дошкольников в звуковой системе нашего языка; расширятся знания детей о звуках и их обозначении на письме – буквах. Дети будут заинтересованы страной грамматикой и быстрее научатся читать. Смогут взаимодействовать в школьном коллективе сверстников.

Ход НОД:

Организационный момент.

Дети под музыку входят в группу и становятся полукругом.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с гостями.

Дети здороваются.

Логопед:- Какой сегодня прекрасный день!

- Какие у нас замечательные гости!

- Какие дети нарядные и красивые!

- И я предлагаю начать наше занятие с волшебных слов. Давайте расскажем о себе, какие мы?

Игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг и передают друг другу мячик Су-Джок. Произносят одно «волшебное» слово о себе (замечательный, великолепный, красивый, добрый, веселый, сильный, хороший, шикарный, любимый, здоровый, успешный и т. д.)

После игры дети присаживаются на свои места.

Логопед: Сегодня у нас в гостях сказочный, волшебный цветок. Это Цветик-Семицветик из одноимённой сказки Валентина Катаева. Помните её?

Ответы детей.

Это не простой цветок. Под каждым лепестком цветика-семицветика спрятана буква из волшебного слова. И чтобы узнать это слово, нам надо выполнить задания, которые приготовил для нас цветик-семицветик. Заданий будет семь, ровно столько, сколько лепестков у нашего цветка.

Ребята, нам нужно основательно подготовится к выполнению заданий Прежде всего, я предлагаю потренировать наши язычки, чтобы они были крепкими и сильными. Это и будет первое задание.

1. Артикуляционная гимнастика «Веселый счет»

Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его 5 раз.)

Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить вправо - влево. 10 раз.)

На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)

Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

язык к нёбу и не отрывать его. 10 раз.)

Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)

Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по

внутренней стороне щёк. По 5 раз с каждой стороны.)

Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по нёбу. 10 раз.)

Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

Логопед: Ребята! Молодцы! С первым заданием мы справились. Можно оторвать первый лепесток (красный).

Один из детей отрывает лепесток, а под ним буква «Д» – это первая буква волшебного слова.

Логопед: Следующий лепесток предлагает нам ответить на вопросы.

2. Блиц-турнир: вопросы-ответы «Что такое звуки и буквы?

Л. : Что такое звук?

Д. : Это то, что мы слышим и произносим.

Л. : Что такое буква?

Д. : Это то, что мы видим и пишем.

Л. : Какие бывают звуки?

Д. : Гласные и согласные.

Л. : Чем гласные отличаются от согласных?

Д. : Гласные звуки можно петь Воздуху не мешает преграда. Согласные звуки петь нельзя, воздух встречает преграду.

Л. : Каким цветом обозначаем гласные?

Д. : Красным.

Л. : Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем?

Д. : Твердые и мягкие. Твердые — синим цветом. Мягкие — зеленым цветом.

Логопед: Ребята! Молодцы! Отрываем второй лепесток, а под ним буква «О» - это вторая буква нашего волшебного слова.

Логопед: следующее задание нам помогут выполнить порхающие бабочки, они летят к нашему цветку.

3. Дыхательная гимнастика «Порхающие бабочки»

дети берут дыхательные тренажеры с бабочками и дуют на них, не надувая щек.

Дети отрывают следующий лепесток с буквой «Б».

Логопед: А следующему лепестку мы расскажем, какие мы знаем звуки и буквы.

4. Стихи детей.

Дети выходят в полукруг и читают двустишья:

1. Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

2. Уля сварила уху для утят,

Только утята ухи не хотят.

3. Оля, Оля маленькая,

Оленька – удаленькая.

4. Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

5. Ат-ат-ат- мы едим салат,

От-от-от- мы выпили компот.

6. Поля Павлу под подушку

Положила погремушку.

7. Нос в веснушках у Наташки,

Наша Ната – первоклашка.

8. Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

9. Катя котенка катала в коляске.

Как погремушки, висели колбаски.

10. Бэлочка и Боря, сидя на заборе,

Булочки, баранки ели спозаранку.

11. Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

12. Гуси гуськом на лужайку бегут,

Галя и Гоша гусей стерегут.

13. Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан – все это

Фиолетового цвета.

14. В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Дети показывают соответствующую стихам букву.

Логопед: Ребята! Молодцы!

Дети отрывают следующий лепесток с буквой «Р».

Логопед: следующее задание.

5. Звуковой анализ слова «ДОМ»

Логопед: Артем! Составь на магнитной доске слово «ДОМ».

Ребенок составляет на доске слово. Читает его.

Дети, под руководством педагога, выполняют

Звуковой анализ слова.

Логопед: Давайте проведем звуковой анализ этого слова. Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него, используя круги разного цвета.

-Назовите первый звук. Какой это звук? (согласный твердый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

- Назовите второй звук. Какой это звук? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

- Назовите третий звук. Какой это звук? (согласный твердый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

Логопед: Молодцы и с этим заданием справились.

Дети отрывают следующий лепесток с буквой «О».

Логопед: Дети! Давайте разомнемся и поиграем с нашим цветочком.

Динамическая пауза «Кот Тимоша»

Кот Тимоша жил на крыше. (Подняться на носки, руки тянуть вверх.)

Ниже в доме жили мыши. (Наклон вперёд, руками коснуться пола.)

По стене взбирались мыши. (Руки «взбираются» по ногам: от щиколотки – к бедру.)

Не боясь кота на крыше. (Выпрямиться, руки на пояс.)

Караулил кот мышей, (Вкрадчивые шаги кота.)

Вынув пробки из ушей. (Ладошки к ушам, прислушаться.)

Кот готовил мышеловки. (Обхватить себя руками за плечи.)

Но мышата были ловки! (Руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах.)

Спрятавшись за спину Тишки. (Ладони перед лицом «ширмочкой».)

В прятки с ним играли мышки. (Выглядывать из-за рук то с одной, то с другой стороны.) (Е. Г. Карельская)

Логопед: А сейчас мы поиграем.

6. Игра – головоломка: «Веселые превращения»

- А задача не проста –

- Превратить кота в кита,

- А потом – туман в томат,

- Тому в Тиму и назад.

Дети по два человека выходят к доске: один составляет слово «Кот», а второй «превращает» его в слово «Кит», поменяв гласную О на А.

Аналогично проводится работа по «превращению» слова ТУМАН в слово ТОМАТ, слово ТОМА в слово ТИМА и наоборот. Дети сами меняют буквы и читают слова.

Логопед: Дети! Еще один лепесток нам открылся с буквой «Т»

Для выполнения следующего задания, предлагаю потренировать наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог.

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

7. Головоломка: «Буква потерялась».

Логопед: Ребята, посмотрите на карточки с картинками и напечатанное рядом слово, в нем потерялась последняя буква. Прочитайте слово и допишите букву. В слове КОТ и КИТ потерялась буква «Т»

Логопед: мы выполнили все задания цветика-семицветика.

Дети отрывают последний лепесток с буквой «А»

Логопед: - Мы оторвали все лепестки Цветика-Семицветика. Давайте прочитаем волшебное слово (если дети затрудняются, то логопед помогает прочитать слово по слогам). «Доброта».

А как вы думаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Логопед:

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

Он ужасно одинок,

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперед старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой,

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты,

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полющко)

Итог образовательной деятельности.

Логопед: Вот, ребята, мы и разгадали с вами секрет Цветика-Семицветика. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать сейчас для друзей?

Ответы детей.

Логопед: Цветик-Семицветик тоже стал вашим другом и приготовил для вас маленький сюрприз (сладкое угощенье в виде цветика-скмицветика

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке»Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке» Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «Улыбнись весне!»Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «Улыбнись весне!» Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «Улыбнись, весне!»Цель: повторение и закрепление.

Конспект открытой итоговой НОД в средней группе по ФГОС «Путешествие в Звездную страну»Конспект открытой итоговой НОД в средней группе по ФГОС «Путешествие в Звездную страну» Конспект открытой итоговой интегрированной НОД в средней группе по ФГОС «Путешествие в Звездную страну»Цель: повторение и закрепление материала,.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой итоговой НОД по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР
Опубликовано: 8 июня 2021 в 21:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытой итоговой НОД по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Беденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД