Наталья Ефанова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Органы чувств человека»
▼ Скачать
на тему "Органы чувств" в старшей группе
Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека.
Задачи:
Образовательные задачи:
- уточнить и закрепить знания детей об органах чувств человека : зрение, слух, вкус, обоняние.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Органы чувств человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Органы чувств»;
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать речевое дыхание и слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторики;
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность быть здоровым;
- воспитывать умение беречь свое здоровье;
- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
- картинки с изображениями органов чувств человека;
- магнитная доска
- непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (лимон, чеснок, духи, шоколад) и вкусами (сушеное манго);
- аудиозаписи различных звуков (шум дождя, пение птиц, лай собаки и др.);
- колонка «мышка»;
- преобразователь голоса «Робот Робин»
Предварительная работа:
- беседа с детьми, рассказ об органах чувств;
- рассматривание иллюстраций органов чувств;
- экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика.
- отгадывание загадок,
- обыгрывание дидактических игр по данной теме.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети, подойдите все ко мне, посмотрите, как много у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются с гостями).
А теперь давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Садимся ребята на стульчики.
Воспитатель: Дети, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что старшей группе. Значит оно Вам. Хотите его прослушать?
Дети: Да
Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы. Я робот Робин. Меня создали ученые. Я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?».
Ну что же нам надо помочь роботу!
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где проводят исследования органов чувств человека. Закрываем глаза и считаем от 10 до 1. (Воспитатель надевает на себя белый халат)
Ну вот мы и в лаборатории
Основная часть.
Вот мы и находимся с вами в лаборатории. Посмотрите сколько у меня здесь разных баночек, вам интересно узнать, что в них? Для этого надо будет определить по запаху содержимое каждой банчки. Ну что давайте начинать. Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. Воспитатель приглашает детей к столу и предлагает определить содержимое каждой баночки по запаху. (Кофе, апельсин, лук, какао, мыло, духи.)
Молодцы все справились с заданием.
— Какой орган чувств нам сейчас помогал справится с заданием. Правильно, ребята, это нос. (показываю картинку)
а для чего нам нужен нос? ( ответы детей: дышать, различать запахи).
- Как надо ухаживать за нашими носиками (промывать и пр.)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз). Садятся на стульчики.
2)Давайте продолжим наше исследование. Мне поможет моя лабораторная мышка (колонка в виде мышки) будьте внимательны. (Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.) (дождь, шум моря, шум леса и пр). Можно закрыть глазки.
- Что вы услышали? (ответы детей). Чем мы слышим звуки (открываю картинку)
- Что надо делать чтобы ушки хорошо слышали? (в холодную погоду нельзя ходит без шапки, нельзя слушать громко музыку, уши надо чистить)
А теперь давайте проверим насколько хорошо вы знаете голоса своих друзей.
Проводится игра: "Узнай по голосу" (водящему надевается маска на глаза)
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Костя, ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих зовет его по имени. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. (проводим два - три раза)
Воспитатель: голоса своих друзей вы легко угадали
3) Хорошо, все то вы знаете. Будьте внимательны чтобы узнать, о чем дальше пойдет речь нужно отгадать загадку:
Оля смотрит на кота.
На картинки – сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле…
(Глазки)
- Правильно, это глаза, а для чего нам нужны глаза? (показываю картинку, прикрепляю на магнитную доску) ( ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т. д.).
Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Послушайте небольшое стихотворение:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Будьте внимательны, отвечаем да или нет! Начинаем!
1. Глаза грязными руками тереть можно.
2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.
3. Витамины для глаз нужны?
4. Правильно книжку читать лежа, так удобнее.
Молодцы вы были внимательны и знаете, как беречь свое зрение.
Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз.
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
4) Сейчас мы с вами проведем эксперимент. А перед этим давайте немного разомнём наши пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Начинаем наш эксперимент
(2 человека надевают варежки и определяют на ощупь, что лежит в корзине: (мягкая игрушка, пластмассовый кубик, металлическая тарелочка или поварешка, лупа, резиновый мяч с шипами, шершавая ракушка).
- Что вы чувствуете? Можете узнать предмет? (дети описывают форму предмета)
А теперь снимите варежку и повторно определите предметы… почувствовали разницу?
- При помощи чего вы смогли узнать предмет? (рук) Но ведь сначала вы тоже пользовались руками, правда в рукавице, и не смогли отгадать предмет. Значит, при помощи чего вы угадали? – Кожи. (мнемотаблица, прикрепляем на доску)
Кожа – самый крупный орган чувств. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.
5) У меня есть для вас подарок, он находится в этой коробке. Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку:
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) (показываю картинку, прикрепляю на доске)
- Правильно, ребята, это язык, а для чего нам нужен язык? ( ответы детей: разговаривать, определять различные вкусы).
- Давайте посмотрим, что я для вас приготовила, что - то вкусное и полезное (сушеное манго в индивидуальной упаковке, как вы думаете какое оно по вкусу? (сладкий, кисло – сладкий, с фруктовым вкусов, мягкий). Да оно не только вкусный, но еще и полезный. (заберете угощение домой).
Это будет ваше домашнее задание, вам надо будет распробовать его на вкус и завтра рассказать мне (с каким вкусом вам попался, какой он был, понравился вам или нет).
Итог занятия
Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств, давайте назовем их: глаза, язык, уши, нос и кожа. (На схеме выставляются органы чувств)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И на прощанье
Скажем всем мы до свиданья.
(Дети прощаются и выходят).