эльмира гереева
Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Дагестан ГУО
МК ДОУ Детский сад №2 «Колокольчик» Г. Хасавюрт
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Роспись балхарской керамической тарелки»
Подготовила воспитатель: Дибирова Э. Г.
Цель:
Совершенствовать навыки украшения балхарской росписью изделий из папье-маше (тарелок).
Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Роспись балхарской керамической тарелки“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Пополнить словарный запас детей.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;
Формирование художественно-практических умений и навыков;
Развитие чувства композиции, творческих способностей детей;
Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
Развитие представлений детей о родной стране, республике.
Развитие интереса к культуре и природе своей республики.
Воспитание гордости за свою республику.
Социализация детей через игровую деятельность (народные подвижные игры)
Формирование первичных представлений о труде взрослых, их роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи урока:
Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;
Роспись тарелки из папье-маше;
Вид занятия : декоративное рисование.
Предварительная работа:
Беседа
Рисование элементов узоров балхарской росписи.
Знакомство с дагестанскими народными промыслами.
Изготовление тарелочки способом папье-маше.
Фоновое покрытие (коричневый цвет)
Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя из ворот поутру.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Воспитатель: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом и с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?
Дети: В России, столица Москва, в республике Дагестане, город Хасавюрт,
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал:
«Дагестан - не просто экзотическая страна,
не просто красивые холмы и скалы.
Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.
1 реб. Первое сокровище - земля, горы и равнины.
2реб. Второе сокровище - вода, реки, озера, море.
3 реб. Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Внимание на экран!
(показ ролика Дагестан)
Воспитатель: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?
Дети:
- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки.
Реб. Тайну кубачинского изделия
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну золотого искусства
В сердцах кубачинцы мастера
- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.
Реб. Хоть и веселый на ней узор
У тех, кто с нею, печален взор.
- Табасаранские ковры.
Реб. Девушки – табасаранки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают,
Словно музыку играют.
- Балхарская глиняная посуда, игрушки.
Реб. Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.
(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом –Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу вас встать, взяться за руки и спеть нашу волшебную песенку и мы с вами окажемся в селении Балхар. (Песня «Приезжайте в Дагестан»)
Воспитатель: Вот мы и оказались в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Асият нас встречает, давайте помашем ей рукой! Давайте поздороваемся с тетушкой.
Тетушка Асият:
- Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей).
Тетушка Асият: А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.
Дети: Да!
Тетушка Асият: Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят:«Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.
Воспитатель: Тетушка Асият, мы слышали, что к вам в селение часто едут гости.
Тетушка Асият: Да, действительно к нам в селение Балхар приезжает много гостей. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?
Дети: Да
Воспитатель: Тетушка Асият, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?
Алим: Ангоб.
Воспитатель: А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Хадижат: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.
Воспитатель: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?
Амин: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.
Воспитатель: Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети:
Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. (Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)
1-й реб. Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым им.
И желтая глина и белая глина
Мелькают в проворных руках золотых.
2-й реб. Балхарец-гончар за работу спокоен,
Сделан кувшин не простой.
В ауле такой наполняться достоин,
Лишь родниковой водой.
Воспитатель: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.
V. Физминутка.
Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками. (На мотив лезгинки)
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
VI. Самостоятельная работа:
Тетушка Асият: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!
(Тетушка Асият показывает посуду из глины – дети рассматривают) Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелочках, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!
(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).
Воспитатель: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.
(показываю детям ход работы)
Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.
Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.
Воспитатель: Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.
(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)
Дагестанская подвижная игра: «»
VII. Выставка работ детей.
Дети становятся в один ряд с тарелочками в руках. Тетушка Асият хвалит детей.
Тетушка Асият: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам (Прощается с детьми, провожая их, уходит)
Воспитатель: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад.
IX. Итог занятия :
Воспитатель: Вот мы и приехали в наш детский сад.
- В каком селении мы побывали?
- Для чего мы ездили в селение Балхар?
- Чем славится селение Балхар?
(Дети обобщают знания, полученные на занятии)
Восп. Наш дагестанский народ умеет не только трудиться, но и отдыхать и веселиться. И мы повеселимся и станцуем.
Звучит дагестанская лезгинка и дети исполняют свой танец.
Воспитатель: Всем большое спасибо, вы были все молодцы.