Приложение МААМ

Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки» (4 фото)

эльмира гереева
Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки»
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство образования и науки Республики Дагестан ГУО

МК ДОУ Детский сад №2 «Колокольчик» Г. Хасавюрт

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Роспись балхарской керамической тарелки»

Подготовила воспитатель: Дибирова Э. Г.

Цель:

Совершенствовать навыки украшения балхарской росписью изделий из папье-маше (тарелок).

Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Роспись балхарской керамической тарелки“» размещена в разделах

Развивать чувство красоты предмета, его узоров.

Пополнить словарный запас детей.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;

Формирование художественно-практических умений и навыков;

Развитие чувства композиции, творческих способностей детей;

Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.

Развитие представлений детей о родной стране, республике.

Развитие интереса к культуре и природе своей республики.

Воспитание гордости за свою республику.

Социализация детей через игровую деятельность (народные подвижные игры)

Формирование первичных представлений о труде взрослых, их роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи урока:

Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;

Роспись тарелки из папье-маше;

Вид занятия : декоративное рисование.

Предварительная работа:

Беседа

Рисование элементов узоров балхарской росписи.

Знакомство с дагестанскими народными промыслами.

Изготовление тарелочки способом папье-маше.

Фоновое покрытие (коричневый цвет)

Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя из ворот поутру.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Воспитатель: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом и с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?

Дети: В России, столица Москва, в республике Дагестане, город Хасавюрт,

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал:

«Дагестан - не просто экзотическая страна,

не просто красивые холмы и скалы.

Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.

1 реб. Первое сокровище - земля, горы и равнины.

2реб. Второе сокровище - вода, реки, озера, море.

3 реб. Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Внимание на экран!

(показ ролика Дагестан)

Воспитатель: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?

Дети:

- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки.

Реб. Тайну кубачинского изделия

Не ищите в нитках серебра

Носят тайну золотого искусства

В сердцах кубачинцы мастера

- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.

Реб. Хоть и веселый на ней узор

У тех, кто с нею, печален взор.

- Табасаранские ковры.

Реб. Девушки – табасаранки

Струны ниток разноцветных

Пальцами перебирают,

Словно музыку играют.

- Балхарская глиняная посуда, игрушки.

Реб. Самые прекрасные кувшины

Делают из обычной глины,

Так же, как прекрасный стих

Создают из слов простых.

(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом –Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу вас встать, взяться за руки и спеть нашу волшебную песенку и мы с вами окажемся в селении Балхар. (Песня «Приезжайте в Дагестан»)

Воспитатель: Вот мы и оказались в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Асият нас встречает, давайте помашем ей рукой! Давайте поздороваемся с тетушкой.

Тетушка Асият:

- Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей).

Тетушка Асият: А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.

Дети: Да!

Тетушка Асият: Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят:«Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.

Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.

Воспитатель: Тетушка Асият, мы слышали, что к вам в селение часто едут гости.

Тетушка Асият: Да, действительно к нам в селение Балхар приезжает много гостей. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?

Дети: Да

Воспитатель: Тетушка Асият, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?

Алим: Ангоб.

Воспитатель: А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Хадижат: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.

Воспитатель: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Амин: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.

Воспитатель: Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети:

Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. (Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)

1-й реб. Балхарские девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым им.

И желтая глина и белая глина

Мелькают в проворных руках золотых.

2-й реб. Балхарец-гончар за работу спокоен,

Сделан кувшин не простой.

В ауле такой наполняться достоин,

Лишь родниковой водой.

Воспитатель: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.

V. Физминутка.

Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками. (На мотив лезгинки)

В Дагестане есть гора

Очень-очень высока

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем.

VI. Самостоятельная работа:

Тетушка Асият: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!

(Тетушка Асият показывает посуду из глины – дети рассматривают) Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелочках, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!

(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).

Воспитатель: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.

Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.

Воспитатель: Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.

(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)

Дагестанская подвижная игра: «»

VII. Выставка работ детей.

Дети становятся в один ряд с тарелочками в руках. Тетушка Асият хвалит детей.

Тетушка Асият: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам (Прощается с детьми, провожая их, уходит)

Воспитатель: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад.

IX. Итог занятия :

Воспитатель: Вот мы и приехали в наш детский сад.

- В каком селении мы побывали?

- Для чего мы ездили в селение Балхар?

- Чем славится селение Балхар?

(Дети обобщают знания, полученные на занятии)

Восп. Наш дагестанский народ умеет не только трудиться, но и отдыхать и веселиться. И мы повеселимся и станцуем.

Звучит дагестанская лезгинка и дети исполняют свой танец.

Воспитатель: Всем большое спасибо, вы были все молодцы.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки»
Фото «Роспись балхарской керамической тарелки»
Конспект открытого занятия в старшей группе - фото
Фото №1 Министерство образования и науки Республики Дагестан ГУО МК ДОУ Детский сад Колокольчик Г
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме»Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме» Образовательная область: физическое развитие. Тема занятия: «Кто как готовится к зиме». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу;.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем профессору Всезнайке»Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем профессору Всезнайке» Цель: закрепление представлений о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве. Задачи: 1. Продолжать.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики»Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

Конспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группеКонспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группе Программное содержание. Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков белой бумаги. Учить детей красиво выстраивать.

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Проделки Бабы-Яги» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: упражнять детей в узнавании и назывании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 23:05
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Роспись балхарской керамической тарелки»» (включая файлы) размещена пользователем эльмира гереева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД