Анна Голубовская
Конспект открытого занятия в средней группе «Сказка в музыке П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ. Формирование основ музыкальной культуры детей среднего дошкольного возраста. Прививать любовь к классической музыке. Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
ЗАДАЧИ.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
Формировать музыкальное восприятие воспитанников: развивать музыкальный вкус, музыкальные способности детей.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Сказка в музыке П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Развивать эмоционально - образное восприятие музыки. Учить детей передавать музыкальные образы в движениях, согласовывая их с характером музыки.
Формировать навыки выразительных движений.
Развивать творческое воображение детей: учить импровизировать, фантазировать под музыку.
Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в рисунках.
Обогащать словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
Музыкальный центр ; компьютер ; портрет П. И. Чайковского, фото усадьбы в Клину, кабинета, личных вещей ; выставка детских рисунков по теме ; музыкальные инструменты.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
" Детский альбом" П. И. Чайковского : " Сладкая греза ", " Игра в лошадки ", " Марш деревянных солдатиков " ," Новая кукла ", " Старинная французская песенка", " Хор ", " Баба - Яга ", " Вальс " .
Марш из балета П. И. Чайковского " Щелкунчик " .
" Персидский марш " И. Штрауса.
" Вальс - шутка " Д. Шостаковича.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Композитор, ноты, пьеса, характер музыки, музыкальный сборник " Детский альбом ", полька, молитва.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
На музыкальных занятиях дети познакомились с творчеством П. И. Чайковского, историей создания фортепианного цикла " Детский альбом" и с некоторыми пьесами из сборника.
После прослушивания музыкальных пьес дети рассказывали о характере музыки, делились своими эмоциональными переживаниями.
Музыку слушали в исполнении оркестра " Виртуозы Москвы " под управлением В. Спивакова, а также в исполнении пианиста М. Плетнева.
Дети с интересом рассматривали иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжетам музыкальных картин.
Вспоминали персонажей сказок, любимые игрушки. Познакомились с мультфильмом " Детский альбом" .
Проводились интегрированные занятия по направлениям : музыка, рисование, поэзия. На занятиях воспитанники воплощали в рисунках свои музыкальные впечатления.
Тема: " СКАЗКА В МУЗЫКЕ П. И. ЧАЙКОВСКОГО.
Звучит марш П. И. Чайковского из балета " Щелкунчик". Вход детей, перестроения.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель.
Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться: " доброе утро!"
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их песенкой.
Песня. " День добрый"
.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, как называют человека, который пишет картины? (Ответ.) А книги кто пишет? (Ответ.) А кто сочиняет музыку (Ответ.) Ребята, а кто изображен на этом портрете (Показывает портрет П. И. Чайковского.) Дети отвечают.
Сегодня мы собрались здесь на встречу с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
Для своего племянника, Володи, Петр Ильич Чайковский сочинил музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом. Как называется этот альбом? (Ответ.)
Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она звучит для вас. (Звучит " Сладкая греза". На фоне музыки читается стих.
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
Слышите? Это " Сладкая греза", сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена, и, заглянем в дом Володи Давыдова.
Дом большой, красивый. Все готовятся к приему гостей. К празднику Володе подарили новую лошадку. Слышите? Это Володя спешит к своей новой игрушке!
(Выходит мальчик с лошадкой, читает стих.)
Но! Сказали мы лошадке!
И помчались без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
(Звучит пьеса " Игра в лошадки". Дети, поочередно, передавая лошадку, прямым галопом обегают зал.)
Музыкальный руководитель. А еще Володе подарили большую, красивую коробку.
Они в коробочке лежат,
Но если их достать -
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети. Деревянные солдатики.
(Выходит мальчик с барабаном. Читает стих.)
Барабанщик. Я в солдатиков играю,
Их давно я собираю.
Дома выстрою их в ряд,
И отправлю на парад!
(Звучит " Марш деревянных солдатиков ". Мальчики группы выполняют перестроения, отмечая смену частей пьесы движениями.)
Музыкальный руководитель. У Володи есть сестра. Мама подарила ей новую куклу, о которой девочка мечтала. Девочки, а вы когда- нибудь ждали с нетерпением подарка? (Ответ.) Давайте, послушаем пьесу и представим себе это волнительное, радостное ожидание.
(Звучит " Новая кукла ". Девочки находят выразительные движения для показа образа.)
Музыкальный руководитель. Наши девочки, конечно, любят своих кукол, и, даже, учат их петь песенки.
Песня " Песенка маме" муз. М. Еремеевой.
Музыкальный руководитель. Наши девочки покружились, в новых кукол превратились!
Танец кукол. Вальс - шутка Д. Шостакович.
Музыкальный руководитель. Слышите? Это спешат гости.
(Звучит " Старинная французская песенка ". Дети исполняют парный танец.)
Музыкальный руководитель. Что это за музыка? Какой характер у этой музыки? (Ответы детей.) Какую разную музыку написал П. И. Чайковский. А без музыки можно жить? Как думаете?
Дети читают поочередно стихи.
1. Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
2. И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь.
3. И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
4. Пусть музыка все наполняет вокруг!
Да здравствует музыка,
Общий наш друг!
Музыкальный руководитель. На балу царит веселье: танцы, игры, смех!
Музыкальная игра " Выбирай друга. "( 3- 4 раза.)
Ребенок. Как быстро время пробежало,
Нам расставаться очень жаль.
Мы танцевали, мы играли
И вот, закончился наш бал.
Музыкальный руководитель
Опущен занавес и сцена опустела,
Лишь слышен шорох отъезжающих саней,
Звучит вечерняя молитва тихо,
Уходит в ночь мир сказочных теней.
(Музыкальный руководитель исполняет" Хор", поет молитву.)
Музыкальный руководитель. Бал закончился, но сказка продолжается.
В одной волшебной, музыкальной стране живет Фея. Она очень любит музыку и слышит ее повсюду : в дуновении ветерка, в шелесте листьев, в звучании волн и трелях соловья. Слышите? Это к нам идет Фея Музыки.
(С песней входит в зал Фея Музыки.)
Фея Музыки.
Лишь только музыкант коснется пальцами волшебных струн, Тотчас польются нежные, чарующие звуки.
(Звучит " Сладкая греза. ")
Музыкальный руководитель. Ребята, какая музыка звучит? Что хочется делать, слушая эти звуки (Ответ.) И еще мечтать, правда? Музыку мечты можно услышать, а можно показать жестами. Послушайте красивые слова и повторяйте движения за мной.
В заветную даль позвала нас мечта.
Там солнце сияет, там звезд красота:
Раскрытие тайны морей, океанов
И путешествия в разные страны.
(Звучит пьеса " Баба Яга".)
Музыкальный руководитель. А что это с вашими лицами? Они изменились, стали тревожными. А какая это музыка? Страшная? А кто вам это сказал? Музыка? Оказывается, музыка умеет говорить!
Ребята, вы ничего не заметили? Что- то произошло с нашей сказкой. Фея пропала? А как мы можем ее вернуть? Может быть музыкой? Какой? Красивой? Доброй? Давайте попробуем.
Вальс. Танец исполняют девочки.
(Звучит вальс из " Детского альбома. " После танца входит Фея Музыки с корзиной. В корзине - музыкальные инструменты.)
Фея Музыки. Дорогие ребята! Как я рада снова видеть вас!
Музыкальный руководитель. Вот видите, ребята! Как много в " Детском альбоме" разной музыки! Одна музыка- злая, страшная, забрала нашу Фею, а другая - добрая, красивая, нежная, помогла нам вернуть ее!
Фея Музыки. И, действительно, добрая музыка растопила лед в сердце Бабы Яги. Она отпустила меня, и, даже, подарила волшебную корзину с музыкальными инструментами. Посмотрите!
Музыкальный руководитель. Ребята, теперь вы можете стать музыкантами. А дирижером станет Валерия.
Дирижер. Я сегодня дирижер! Весь оркестр в руках держу!
За моей рукой следите, все, что надо, покажу.
Без меня не начинайте, а рукой взмахну - вступайте!
Игра " Оркестр".
Фея Музыки. Музыка в свой мир нам двери отворила -
Как радостно мы шли за ней,
Как хорошо с ней было!
В музыке - образы, мысли и чувства!
Музыка - лучшее в мире искусство!
Музыкальный руководитель. Вот и подходит к концу наш праздник. Подарим нашим гостям наши улыбки и веселый танец.
Барбарики. Танец " Доброта. "
Дети, прощаясь с гостями, выходят из зала.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня с детьми среднего дошкольного возраста. На занятии присутствовали : двадцать один ребенок, воспитатель группы, музыкальный руководитель и музыкальные руководители дошкольных учреждений города.
Тип музыкального занятия : тематическое, доминантовое.
При планировании открытого занятия я постаралась учесть индивидуальные особенности и возможности детей. Старалась показать культуру слушания классической музыки, образного ее представления, отгадывание образов.
Поставленные задачи соответствуют уровню музыкального и возрастного развития детей, их знаниям, умениям и навыкам.
Для решения поставленных задач мною использовались различные методы и приемы:
Словесно - иллюстративный : объяснение и показ музыкальных пьес в сочетании с художественными иллюстрациями.
Прием активного слушания музыки : игра детей в шумовом оркестре на ДМИ, где ребята отмечали метр, сильную долю.
Прием анализа услышанного произведения: дети могут охарактеризовать пьесу в целом (жалобная, мечтательная, колючая).
Метод контрастного сопоставления музыкальных произведений.
Игровой прием: для активизации внимания детей, эмоциональной отзывчивости, активизации творческих проявлений.
Я построила свое занятие так, чтобы все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, выразительные движения, игра на ДМИ) сменяли друг друга для обеспечения заинтересованности и трудоспособности детей в течение всего занятия.
Так, пение сменилось танцевальным творчеством; слушание музыки - игрой на ДМИ; хороводная игра - выразительным движением.
Дети активно, с интересом воспринимали и выполняли мои указания. Показали умение слушать музыку П. И. Чайковского, узнавать, называть произведения, определять характер музыки. Они подготовлены слушать более сложные произведения.
Певческие и хоровые навыки достаточно сформированы. Дети пели эмоционально, хором и подгруппами, не форсируя звуки, дружно вступали и заканчивали одновременно пение.
Музыкальные движения в танцах, хороводах - правильны, ритмичны. Навыки согласования движений с музыкой сформированы для среднего дошкольного возраста.
В результате активного, тесного взаимодействия с воспитателем группы мне удалось реализовать все поставленные задачи.