Иванова Ирина
Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной к школе группе «Сказка в музыке живёт».
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: интегрированное - музыка в сочетании с элементами изобразительной деятельности.
Цель:
1. Ознакомить детей с творчеством великого руского композитора М. П. Мусоргского.
2. Устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения.
Предварительная работа: Краткое ознакомление с творчеством композитора М. П. Мусоргского, групповой просмотр мультфильма «Картинки с выставки» режиссёра И. Ковалевской.
Публикация «Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной к школе группе „Сказка в музыке живёт“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Оборудование: магнитофон, проектор, интерактивная доска, ноутбук, столы, стулья, краски, кисти, стаканы-непроливайки с водой, альбомные листы по количеству детей, большой портрет М. П. Мусоргского.
Ход НОД
Дети заходят в музыкальный зал под фрагмент произведения Мусоргского «Картинки с выставки». Рассаживаются за подготовленные к НОД, столики. Музыка стихает.
Музыкальный руководитель приветствует детей попевкой «Здравствуйте». Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня наше занятие будет немного необычным. Посмотрите на свои столы и вы увидите белые листы бумаги, краски и кисточки, а это значит, что мы будем внимательно слушать и попытаемся рисовать сказку, рассказанную нам…музыкой. Мы ведь с вами уже умеем понимать язык музыки, не правда ли?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
А как с нами разговаривает музыка?
Дети: С помощью звуков.
Музыкальный руководитель: А мы можем потрогать звуки, увидеть их или попробовать на вкус?
Дети: Нет. Звуки можно только услышать.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Отдельные звуки, когда сливаются в мелодию, предстают в нашем воображении всевозможные красочные картины. Слушая одну и ту же мелодию, каждый из нас представляет себе свою картинку. От настроения и содержания музыки зависит цвет картины. Сегодня мы будем слушать с вами музыку выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и попытаемся передать её настроение с помощью красок.
Показывает портрет Мусоргского.
Давайте ещё раз назовём его имя, отчество, фамилию.
Несколько раз повторяет: Модест Петрович Мусоргский.
Дети повторяют за музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель: А теперь я приглашаю вас на выставку картин. Подойдите, пожалуйста, все ко мне.
Музыкальный руководитель подводит детей к интерактивной доске.
На экране проецируются картинки, на которых изображены сказки.
Музыкальный руководитель: Что изображено на картинках?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Эту сказку художнику рассказала музыка Модеста Петровича Мусоргского. Художник внимательно прослушал её и проиллюстрировал. А вы хотите услышать эту сказку?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Ну тогда садитесь на стульчики и послушайте.
Звучит пьеса из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках».
Музыкальный руководитель, показывая на интерактивной доске картинки, рассказывает:
-… В дремучем лесу стояла избушка на курьих ножках. Эта избушка была такая же старая и дряхлая как и её хозяйка.
- Ребята, вы догадыветесь, кто хозяйка этой избушки?
Дети: Баба Яга!
Музыкальный руководитель: Баба Яга просыпалась очень рано и очень любила завтракать пирогом с земляничным вареньем. А потом она садилась в свою ступу и, помахивая помелом, облетала свои владения. А избушка, поджав одну свою ногу и закрыв единственный глаз-окошко, погружалась в сладкий сон.
Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку, проанализировать её и дать характеристику Бабе Яге. Затем дети подбирают слова, которые характеризуют музыку.
-А теперь мы послушаем с вами пьесу того же композитора, но уже другого настроения и содержания, которая называется «Балет невылупившихся птенцов»
Переходит к следущей картине, на которой проиллюстрированы курочка-наседка и яички.
…Посмотрите, ребята, какие кругленькие и симпатичные яички снесла курочка-наседка. Она просто не могла на них нарадоваться. И помчалась наседка на птичий двор к своей лучшей подружке –курочке Пеструшке, чтобы поделиться своей радостью. Но цыплятки не стали ждать возвращения своей мамы. Им хотелось поскорее выбраться из тесной скорлупки.
Музыкальный руководитель стилусом прикасается к яичкам, звучит треск скорлупы и писк цыплят.
-Крак!- в одном яичке показался клювик. Крак-крак!- одновременно раскололись ещё два яичка и весело побежали два совершенно одинаковых цыплёнка, у которых на головках, словно шапочки, были одеты белые скорлупки. А вслед за ними вылупились ещё два цыплёнка.
Музыкальный руководитель прикасается стилусом ещё к двум яичкам на экране.
-Цыплята начали весело прыгать, пищать и танцевать. Только последнее маленькое яичко никак не раскалывалось. Бедный цыплёночек смог высвободить только свой клювик и ножки. Но несмотря на это, он весело пищал и прыгал вслед за остальными. Как же будет рада мама-наседка, когда впервые увидит своих новорождённых деток.
Музыкальный руководитель предлагает анализировать прослушанную музыку, сравнить между собой две пьесы и характеры сказочных персонажей.
-А теперь, ребята, возьмите кисточки, и красками проиллюстрируйте прослушанную музыку. Это может быть рисунок, коллаж. Ваша задача - постараться уловить настроение музыки и перенести его на бумагу с помощью красок.
Дети рисуют под музыку Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».
После музыкальный руководитель анализирует детские работы и спрашивает:
А почему вы решили воспользоваться теми, а не иными красками и т. п.
Подводится итог занятия.
Музыкальный руководитель: Музыку какого великого композитора мы сегодня с вами прослушали?
Вспомните названия прослушанных пьес.
Что нам сегодня рассказала музыка?
Понравились ли вам эти сказки? Чем?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, дома придумайте свою сказку к прослушанной музыке или выполните в группе какую-нибудь поделку и т. д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень активно участвовали на занятии.
Прощается с детьми попевкой «До свидания».
Дети под музыку из сюиты «Балет невылупившихся птенцов» выходят из зала.