Светлана Лоренц
Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Тема «Сказка в музыке»
Подготовительная группа
(Музыкально – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковском, познакомить с новыми произведениями композитора.
2. Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, побуждать детей к активному восприятию музыки;
3. Познакомить детей с жанром «балет»;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
4. Познакомить детей с инструментом «челеста»
5. Точно интонировать трезвучие, сохранять чистоту интонации на повторяющихся звуках, чисто интонировать скачки мелодии на ч4, ч5 вверх и вниз.
6. Закреплять у детей умение передавать веселый, шутливый характер песни. Петь выразительно, легким звуком в оживленном темпе.
7. Учить детей передавать в движении легкий, изящный характер музыки. Запоминать последовательность движений.
8. Продолжать учить детей сочетать пение с движением.
Содержание занятия:
1. Образные упражнения «Цветок», «Радость» .
2. Слушание Танца Феи Драже.
3. Рассказ о челесте.
4. Творчество: Двигательный этюд под музыку Чайковского.
5. Слушание: «К нам приходит новый год» В. Герчик
6. Пение: Распевание «Горошина» Карасевой, «Пошла млада» р. н. п.
7.«Танец с колокольчиками» Озолинь.
8. Хоровод «На горе-то» р. н. п.
Материал: конфеты «Драже», колокольчики, треугольник, видеозапись фрагмента балета «Щелкунчик», иллюстрация челесты, иллюстрации артистов балета, хора, оркестра; фантики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Тогда в путь. А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с помощью мимики?
Образные упражнения «Цветок», «Радость»
Музыкальный руководитель: На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П. И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен П. И. Чайковский?
Пётр Ильич Чайковский
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич жил в далекие времена. А в какой стране?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич сочинил множество пьес, песен, балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали? («Детский альбом», «Времена года»)
– С помощью волшебной палочки, мы с вами перенесемся в концертный зал, где идет представление балета-сказки для детей «Щелкунчик». Вы знаете эту сказку?
– Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (Тихо, громко не разговаривать.)
– Итак, волшебство начинается, и я вас перемещаю не просто в зрительный зал, а в сказку.
Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, звучит волшебная музыка.
Музыкальный руководитель: (приглашает детей в круг) …Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Маше не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу. Принц и Маша попадают к фее Драже, где начинается карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев)
Слушание Танца Феи Драже.
– Вот и сейчас звучала музыка Феи Драже. Какой инструмент ее исполнял? Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста, повторите.
Рассказ о челесте, показ иллюстрации.
– На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано – найти сходство и отличия.)
– Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какие еще инструменты вы еще услышали в произведении?
– Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Музыкальный руководитель: А теперь подойдите к столу, и среди иллюстраций найдите те иллюстрации, на которых запечатлен балет. Объясните свой выбор.
Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации (оформление сцены). Все, это способствует передачи настроения в движении. И вот сейчас, с помощью волшебной палочки мы станем участниками балета. Как можно без слов, а только с помощью жестов изобразить Фею Драже, шоколад, леденец? Итак, вы танцоры. Только я хочу посмотреть, как вы улыбаетесь!
Двигательный этюд под музыку Чайковского.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Думаю, вам очень понравилось творить. Ребята, действие сказки «Щелкунчик» происходит как раз под новый год. Мы будем с вами готовиться к этому волшебному празднику. Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год. Я вас сейчас познакомлю с новой песней, которая так и называется «К нам приходит новый год» В. Герчик
Слушание: «К нам приходит новый год» В. Герчик
Пение: Распевание «Горошина» Карасевой
Обратить внимание детей на особенности мелодической линии. Дети определяют «Куда идет мелодия?», выкладывают направление мелодии на фланелеграфе, м. р. проигрывает отрезки мелодии на металлофоне.
«Пошла млада» р. н. п.
Инсценирование песни. 1,3 куплет поют все, девочка с коромыслом, двигается в соотв. с текстом, 3,4 куплет поет солистка, все поют распевы, 5к. вопрос поют все, 6к. ответ поет солистка.
«Танец с колокольчиками» Озолинь.
Предложить детям на каждый муз. отрывок показать движения, соответствующие музыке. Затем исполнение всего танца целиком.
Отметить качество исполнения.
Хоровод «На горе-то» р. н. п.
Часть детей поет, часть водит хоровод. Затем наоборот. Предложить детям выбрать музыкальные инструменты и подыграть на них.
Музыкальный руководитель: А теперь вас ждет сюрприз от феи Драже, подойдите к столу, возьмите салфетки, вытрите руки и смотрите (музыкальный руководитель достает вазочку, где лежат разноцветные конфеты Драже). На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфету того цвета, которая, по его мнению, соответствует цвету танца.
(Дети объясняют свой выбор).
Музыкальный руководитель: (звучит бой курантов) А теперь нам пора домой, слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом часов. (Звучит «Танец Феи Драже»)
Музыка Чайковского звучит, всех нас звучаньем удивит
Мягкая, душевная легкая, напевная
Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство
Осторожно, осторожно не вспугнуть бы нам его!
Пусть льется музыка рекой…. Будем, музыка, дружить с тобой!
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки? До новой встречи!