Наталья Косова
Конспект комплексного музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Сказка в музыке живёт»
Цель: Познакомить детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьёзной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения.
Подготовительная работа : групповой просмотр мультфильма «Картинки с выставки», вкратце познакомить с творчеством композитора М. П. Мусоргского.
Публикация «Конспект комплексного музыкального занятия для подготовительной к школе группы „Сказка в музыке живёт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: проигрыватель, запись с музыкой М. П. Мусоргского, краски, кисти, альбомные листы, импровизированная картинная галерея, посвящённая творчеству Мусоргского, портрет композитора.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под фрагмент произведения Мусоргского «Картинки с выставки», рассаживаются за столики. Музыка стихает.
М. Р. Ребята, вы, наверное, уже успели заметить, когда вошли в зал, что сегодня наше занятие будет несколько необычным. Вы видите на своих столах листы бумаги, краски и кисти, а это значит, что сегодня на занятии мы будем слушать и рисовать сказку, рассказанную нам музыкой.
М. Р. Мы с вами уже умеем понимать язык музыки. А с помощью чего разговаривает с нами музыка?
Дети: С помощью звуков.
М. Р. Мы можем увидеть эти звуки, потрогать их, попробовать на вкус?
Дети: Нет. Звуки нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Их можно только услышать.
М. Р. Верно. Отдельные звуки, сливаясь в мелодию, рисуют в нашем воображении красочные картины. Слушая одно и то же произведение, каждый из нас представляет себе свою картинку, в зависимости от силы своего воображения. Цвет картины зависит от содержания и настроения музыки.
Сегодня мы послушаем с вами музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и попытаемся с помощью красок передать её настроение. Но вначале я приглашаю вас на выставку картин. (М. Р. подводит детей к стене, на которой картины.)
-Ребята, в центре выставки вы видите портрет композитора, чью музыку мы сейчас с вами будем слушать. Давайте ещё раз назовём его имя и фамилию.
М. Р. Что изображено на картинках?
Дети: На картинках изображена сказка.
М. Р. Эту сказку рассказала музыка Мусоргского. А вам бы хотелось услышать эту сказку? (Ответы детей.) Ну тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Звучит пьеса из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»- «Избушка на курьих ножках». М. Р. подходит к выставке рисунков и, показывая на них, начинает рассказывать :
. В глубине дремучего леса, куда солнце-то никогда не заглядывало, стояла избушка на курьих ножках. И было этой избушке столько лет, сколько и самой хозяйке, почти двести.
-Догадались, ребята, кто хозяйка этой избушки
Дети. Баба Яга
М. Р. День Б. Я. Начинался рано. Наскоро позавтракав пирогом с брусничным вареньем, принималась она за дела: садилась в ступу и, помахивая помелом, взлетала ввысь- облетала свои владения. Проводив свою хозяйку, избушка, поджав одну ногу и прикрыв единственный свой глаз- окошко, снова погружалась в сладкую дрёму. (Дети слушают музыку, после чего дают характеристику Б. Я. Подбирают слова, которые чётко характеризуют музыку.
-А сейчас мы послушаем с вами пьесу того же композитора, но уже другого содержания и настроения, которая называется «Балет невылупившихся птенцов.» (Переходит к следующему рисунку.)
…Курочка-наседка снесла яички-такие кругленькие и симпатичные, просто заглядение. Курочка просто не могла на них налюбоваться. Своей радостью она решила поделиться с лучшей подругой –курочкой Пеструшкой. Заботливо подоткнув под яички солому, наседка помчалась на птичий двор. Но цыплята не стали ждать возвращения своей мамы. Им не терпелось поскорее выбраться из тесной скорлупы. Крак! Показался клювик в одном яичке. Кряк-кряк- два яичка одновременно раскололись, и на земле растянулись два совершенно одинаковых цыплёнка с белыми скорлупками- шапочками на головах. Они стали весело прыгать и пищать, радуясь своему освобождению. А вскоре ещё из двух яичек показались две жёлтенькие головки. Они с любопытством осматривались вокруг себя. Крак! И вот уже в юбочках- скорлупках танцуют ещё два цыплёнка. Только последнее яичко, самое маленькое, никак не хотело раскалываться. Бедному цыплёнку удалось высвободить только свой клювик и ножки. Но он не унывал. Весело попискивая, он неуклюже запрыгал вслед за остальными. Вот обрадуется мама- наседка, когда увидит своих новорождённых деток…
Дети анализируют прослушанную музыку, сравнивают между собой две пьесы и характеры сказочных персонажей. Далее детям предлагается сесть за столы и красками проиллюстрировать прослушанную музыку. Дети рисуют в свободном стиле. Задача детей – уловить настроение музыки и перенести его с помощью красок на бумагу, то есть дать музыке цветовую характеристику. Во время работы вновь звучит музыка Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки». Далее музыкальный руководитель анализирует работы детей, спрашивает их, почему они воспользовались теми, а не иными красками. Подводится итог занятия.
М. Р. Музыку какого композитора мы сегодня прослушали?
Вспомните названия пьес
Что нам рассказала музыка?
Понравились ли вам эти сказки?
М. Р. предлагает детям домашнее задание: придумать свою сказку к прослушанной музыке или выполнить какую-либо поделку. В заключении м. р. хвалит детей за активность на занятии. Звучит музыка из сюиты «Балет невылупившихся птенцов», дети выходят из музыкального зала.