ольга хрипунова
Конспект открытого занятия в школе-интернате «Магнитогорск — мой город на Урале» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в школе – интернате, для детей с ОВЗ
«Магнитогорск – мой город на Урале».
Цель: углублять знания детей о родном городе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с достопримечательностями и символикой города.
Публикация «Конспект открытого занятия в школе-интернате „Магнитогорск — мой город на Урале“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Магнитогорск. Мой город
- Мой родной город. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Урал - наш край родной
- Темочки
2. Развивать познавательный интерес к истории родного города, любознательность. 3. Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу. Формировать понятие «Я–Магнитогорец».
Предварительная работа:
1. Познакомить с выделенными в тексте словами стихотворения С. Васильева
2. Чтение стихотворения С. Васильева «На Урале», Т. Адамайтис «Пришли когда-то люди на Урал.»
3. Чтение Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова «История – сказ об Урале –батюшке»
4. Заучивание стихотворений
5. Беседы о названии улиц, памятниках и т. д.
6. Экскурсия в краеведческий музей города Магнитогорска
Словарная работа: камень – самоцвет, смоляной, студеный, проворствовать, прославляя, достопримечательность, герб, символ.
Зрительный ряд:
1. Карты России и Челябинской области
2. Коллекция уральских камней
3. Изображение символики страны, города.
4. Фотографии памятников, архитектурных сооружений города
Аудиоряд: гимн города Магнитогорска.
Ход занятия
Фоном звучит гимн России.
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? После ответов детей повторить название страны – Россия. Показать на карте местоположение, обратить внимание на большую территорию.
Кто мне ответит, как называется то место России, где мы с вами живем? (Ответы детей). Показать Урал на карте России.
Эту часть России называют Уральским краем. О нем знают во многих странах.
Чем же знаменит наш Урал? (ответы детей)
Сейчас я прочитаю стихотворение Васильева «На Урале». Вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на этот вопрос.
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этот камень – самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю,
Откуда эта сабля расписная,
Готовая проворствовать в бою,
Неистово казачье прославляя?
Откуда он, бывалый человек,
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.
Воспитатель: Так чем же знаменит наш край? Чем он богат? (После ответов детей сделать обобщение.)
Наш Уральский край знаменит самоцветными камнями, железной рудой (показать коллекцию камней). А где же это богатство прячется? (В реках, лесах, горах)
Значит, Урал знаменит еще и лесами, реками, озерами, горами. Вот и наш город, который тоже находится на Урале (показать на карте Челябинской области) расположен около горы Магнитной, поэтому и называется он - Магнитогорск. Кто же добывает это богатство для людей? Правильно, сами люди, живущие на Урале. Это они выплавляют из железной руды металл, добывают камни - самоцветы. Значит, славен Урал и людьми своими.
Прочитать стихотворение «Пришли когда-то люди на Урал.»
Пришли когда-то люди на Урал,
Суровый, необжитый и пустынный,
Чтоб кладовые отыскать в его глубинах,
Чтоб драгоценный добывать металл.
А кто-нибудь из вас знает, сколько лет нашему городу? (Ответы детей). Так вот, дорогие мои, нашему городу исполнится 90 лет.
Я хочу, чтобы вы подумали и сказали много лет нашему городу или мало.
(предположения детей). Он не такой старый как другие города нашей родины, но для него это история.
История Магнитогорска ведется с момента обнаружения огромных запасов железных руд горы Магнитной, возле которой в 1743 году была построена казачья крепость Магнитная. Но днем рождения города принято считать30 июня 1929 года - день прибытия на Магнитострой первого поезда от станции Карталы. Скажите, как называется река, протекающая возле нашего города? (Урал). А кто-нибудь из вас знает, откуда пошло название реки? (После предположений детей, пояснить, что Урал – это каменистая гора, скалы). Река Урал разделяет наш город на две части света - жители левого берега находятся в Азии, а жители правобережья - в Европе. (Показать фотографии обелиска «Европа –Азия»)
Ребята, у каждого города есть герб–символ города. Есть он и у нашего города. (Показать изображение герба города, дать пояснение, что он обозначает).
Игра «Герб города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона –образца, собирают из мозаики герб города.
Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу.
И первая наша остановка - памятник Палатка первых строителей Магнитогорска. Памятник изображает палатку, в которой жили первые строители комбината и города. На основании памятника можно прочесть стихи поэта Бориса Ручьева, который также принимал участие в строительстве Магнитки :
«Мы жили палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы».
Рядом с палаткой – рука, держащая в ладони кусок железной руды горы Магнитной. (Демонстрация фотографий)
Отправляемся дальше.
Наш город часто называют «стальным сердцем Родины», потому что почти весь левый берег занимает Магнитогорский металлургический комбинат.
(Показать фотографии, обратить внимание какой большой комбинат, как много людей работает)
В годы Великой отечественной войны (1941-1945) каждый второй танк, каждый третий снаряд были изготовлены из металла Магнитки.
Сейчас в память о Великой Победе на набережной реки Урал расположен парк Победы и памятник Тыл - фронту. (Показ фотографий)
Ребята, как вы думаете, чем еще знаменит наш город? (Ответы детей)
Да, ребята, знаменит наш город своими спортсменами - главная гордость -это, конечно же, хоккейный клуб"Металлург", который постоянно занимает призовые места во всех возможных чемпионатах и турнирах. Давайте представим, что мы тоже хоккеисты. Физминутка.
На коньки встаем быстрей,
Очень любим мы хоккей,
(показать одевание коньков)
Чтоб начать в него играть,
Клюшку надо в руки взять (показать клюшку в правой руке)
Шайбу этой клюшкой бьём,
Влево, вправо подаём (движение рукой влево, вправо)
Шайба быстро полетела
И в ворота залетела!
(резкий рывок рукой и крикнуть «Ура»)
Мы играем все что надо,
Впереди нас ждет награда,
(показать руками «класс»)
В Олимпиаде участие принять,
И чемпионский кубок взять (подпрыгнуть, руки вверх)
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие еще достопримечательности можно нам посетить? (Ответы детей)
Игра «Заколдованный город»
Задачи: закрепить представления детей о достопримечательностях современного города; фотографии с изображением этих же памятников и сооружений.
Цель: “расколдовать” город.
Материалы: альбом с контурными изображениями памятников и других сооружений города; фотографии с этими же изображениями.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам. (Памятник «Металлург», памятник родителям, храм Вознесения, цирк, арена «Металлург»).
Ребята, сегодня мы с вами говорили о прошлом нашего города и настоящем, а теперь я вам предлагаю помечтать и представить будущее нашего города. Каким бы вы хотели его видеть (ответы детей).
Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в интернат.
Дети читают стихотворение:
Магнитогорск, Магнитогорск!
Опорный край страны родной.
Мужай, дерзай и процветай,
Град славы трудовой!
Дорогие ребята! Давайте стараться, чтобы наш родной город был чистым и красивым, и пожелаем ему процветания и благополучия. Он - наша малая, но любимая Родина. И я предлагаю послушать гимн города Магнитогорска.
Аудиозапись «Гимн Магнитогорска»
Ребята скажите, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии? (ответы детей).
Какие достопримечательности вспомнили?
Вам понравилось наше занятие?
Мне очень понравилось, что вы были внимательными и правильно отвечали на вопросы. Предлагаю в свободное время нарисовать самостоятельно герб города Магнитогорска.
Приложения.
Магнитка (1982)
Н. Добронравов
Словно в песне, у Магнитной горы
Снова вспыхнули былые костры…
И пришли на свет костра
Молодые мастера
Из далёкой довоенной поры.
Припев: В сердце я навек сохраню
Искреннюю преданность вам —
Братья по судьбе,
Братья по огню,
Братья по горячим делам.
Годы жизни — годы бед и побед…
Над Магниткой нашей юности свет.
Свет далёких тех костров,
Свет негаснущих стихов, —
Дорогая память прожитых лет.
Припев. В сердце я навек сохраню
Искреннюю преданность вам —
Братья по судьбе,
Братья по огню,
Братья по горячим делам.
Говорят, что надо жить с огоньком.
Мы дружили с настоящим огнём!
Вот и трогает до слёз
Шёпот сосен и берёз,
Цвет травы, омытой первым дождём…
Припев. В сердце я навек сохраню
Искреннюю преданность вам —
Братья по судьбе,
Братья по огню,
Братья по горячим делам.
Все пройдёт — усталость, гарь и печаль.
Все пройдёт — навек останется сталь.
Сталь сердец и городов,
Сталь негромких наших слов
И ракет, летящих в звёздную даль…
Припев. В сердце я навек сохраню
Искреннюю преданность вам —
Братья по судьбе,
Братья по огню,
Братья по горячим делам.