Елена Подъяблонская
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Организация образовательной среды: ноутбук, магнитная доска, кошелёк, Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства ( купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, деньги стан мира, копилка, мяч, конверты с заданиями, карточки с товарами, клей, ножницы, кисточки, заготовки для копилки, для цветная бумага. Столы и стулья по количеству детей.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, финансы, потребности, цена, деньги (купюры и монеты, доход, расход.
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», ООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
Организационная игра
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте, пожалуйста.
«Три копейки на покупку»
Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даё т:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной : "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись"
Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем новое о финансах и все, что с ними связано.
Сейчас мы с вами посмотрим, какие деньги существовали в разное время. (слайдовая презентация)
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
С течением времени на Руси появились деньги. Но первые бумажные деньги появились в Китае.
Дидактическая игра: "Найди современные деньги" (дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)
Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? ответы детей)
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).
Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(продемонстрировать шуршание банкнотой).
Игра «Дополни» Давайте подведём итог по монетам и купюрам.
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Практическое задание. «Найди российские деньги»
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей
- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)
Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам нужно научиться грамотно расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар.
Воспитатель: И так, поговорим про Экономику. Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным? Ответы детей
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Ребята, что это такое? Для чего нужна копилка? Есть ли у вас дома копилка? Ответы детей
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги? Ответы детей
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель:. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Мы будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам необходимы деньги.
для покупки продуктов питания; одежды
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
на благотворительность.
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.
Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.
Сейчас мы с вами отправимся в магазин и сравним цены. Ведь одни товары в магазине стоят дороже, а другие дешевле.
Практическое задание. «Сравни цены в магазине»
На доске размещены карточки с товаром и ценой. Необходимо поставить знаки больше, меньше.
Воспитатель: Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.
Физкультминутка
Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)
Игра «Доход – расход» с мячом в кругу.
Воспитатель:
- Давайте поиграем с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату. – доход
- Бабушка купила подарок. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Сын получил стипендию. – доход
- Купили телевизор. – расход
- Дедушка выиграл в лотерею – доход
- Брат порвал куртку. –расход
- Купили путевку на море. – расход
Воспитатель: Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть!
Ответы детей.
Воспитатель: отгадайте загадку.
У меня игрушка есть, И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (ответы детей)
Предлагаю вам сделать свою свинку-копилку. Обычную втулку от бумаги мы усовершенствуем и получим полезную вещь в доме. Для этого нам с вами понадобится немного усилий и фантазии.
Заворачиваем втулку в розовую полоску, приклеиваем. Вырезаем квадрат из цветной бумаги, срезаем углы, чтобы получить фартук;
Приклеиваем фартук к втулке;
Вырезаем круг для мордашки;
Приклеиваем глаза, пятачок, дорисовываем необходимые детали, приклеиваем небольшие ушки;
Приклеиваем мордочку к втулке – туловищу.
Вырезаем и приклеиваем копытца.
Воспитатель: Вот так быстро и просто мы сделали с вами копилку!
Воспитатель: Есть вещи, которые не продаются и не покупаются, И в жизни каждого человека есть то, что дороже денег. Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же это. (ключевое в слово в кроссворде - МОЯ СЕМЬЯ)
Вопросы по горизонтали:
1. Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата?
2. Люди ходят на базар: Там дешевле весь …
3. Что государство платит студентам?
4. Половинку от зарплаты
Называют как, ребята?
5. На товаре быть должна Обязательна …
6. Очень вкусная витрина Овощного….
7. Валюта Российской Федерации
8. Родители получают зарплату, а бабушки и дедушки…
Воспитатель: Ребята, а вы согласны, что семья это самое дорогое, что есть у человека? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте будем передавать копилку и говорить: «Сегодня я узнал….»
Воспитатель: "На этом наше путешествие в страну Финансов заканчивается. Вокруг себя повернись, в любимой группе очутись"