Виктория Полушина
Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "У Марпы в гостях" (открытое НОД по ознакомлению с Коми культурой).
Тип: комплексное.
Возраст: Подготовительная группа,6 - 7 лет.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Фланелеграф демонстрационный, изображения предметов мебели – шкаф, скамьи, стол кровать и т. д.
2. Два нарисованных половика с орнаментом.
3. Изображение предметов национальной Коми одежды, обуви, головных уборов.
4. Карта с изображением охотничьих угодий.
5. Пособие «Окно» с изображениями животных проживающих в Коми республике.
6. Доска с изображением боровой дичи.
Публикация «Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения,» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
7. Натуральная деревянная посуда.
Раздаточный материал:
1. Картинки-задания «Варежка» (корректурная проба,
2. Схемы-пути передвижения к охотничьему угодью.
3. Индивидуальные фонарики.
4. Карточки-задания с изображением товара и стоимости.
5. Карты-схемы с изображением кухонной утвари.
6. Индивидуальные фланелеграфы с силуэтами кухонной утвари.
7. Перфокарта с изображением деревянных ложек и кружек.
8. Листы бумаги, карандаши, подставки.
Используемая литература: Ознакомление дошкольников с народной культурой Коми (зырян) средством музейной педагогики: методическое пособие/ сост. : З. В. Остапова, Т. И. Чудова, В. А. Муравьёва, И. Н. Набиулина, Т. А. Пьянкова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 96 с.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации «Коми край»,
2. Беседа «История Коми костюма»,
3. Чтение Коми сказок «Мишуткины рассказы»,
4. Рассматривание иллюстраций «Флора и фауна Коми республики»,
5. Подвижные Коми игры: "Стой олень", "Мышь и угол".
Программное содержание
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к жизни, традициям, обычаям народов Коми.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщать знания детей о Коми избе.
2. Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, характер предметов (узорное вязание, ткачество, изготовление деревянной посуды).
3. Обобщать знания детей о промысловой жизни Коми мужчин.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, навыков координации.
3. Развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение).
Коррекционные:
1. Продолжать учить различать контрастные цвета и оттенки.
2. Учить выкладывать сюжет (на фланелеграфе, на индивидуальных фланелеграфах) по словесному указанию.
3. Развивать глубину пространства, расширять способы обследования предметов.
4. Развивать зрительно-моторную координацию (навык прослеживания глазами за действием руки).
5. Развивать умение ориентироваться на фланелеграфе: находить середину, стороны (слева, справа от середины, вверху, внизу, углы (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний).
6. Закрепить ориентировку на себе и от себя. Обучать ориентироваться в пространстве с применением схем, планов; словесно обозначать направления, обозначенные на схеме пути.
7. Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность.
8. Закрепить у детей умение работать с таблицами (находить ряды, столбцы).
9. Развивать зрительное внимание (расширять объем внимания: сосредотачивать свое внимание на тех или иных предметах, развивать умение переключать свое внимание с одного объекта на другой).
10. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, фиксацию взора, локализацию, цветоощущение, расслабление конвергенции.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к малой родине, желание изучать историю, природу Коми республики.
Методика проведения
Ход НОД:
1. Вводная часть:
Педагог: Ой, коді тайо? (Перевод) Кто это?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Вида оланныд, дона ёртъяс! Водз тай но локтінныд. Они на шаньга пожавны сюйи. (Перевод) Здравствуйте, дорогие друзья. Рано пришли. Только шаньги поставила печь.
Педагог: Кокныто чышкалой да пырой. (Перевод) Ноги вытирайте да проходите.
Педагог: Пуксьой лабич выло. (Перевод) Сядьте на скамейку, погрейтесь возле печки (Дети вытирают ноги и присаживаются на скамью, рядом с печкой).
Педагог: Вайлой тодмасям. Мено шуоны Марпаон. (Перевод) Давайте познакомимся. Меня зовут Марпа. А вас?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Мед пожасьо шаньгаыс, а ме коми муйылысь висьтала. (Перевод)
Пока пекутся шаньги, я вам про Коми землю-матушку немного расскажу. Вы что-то о ней знаете?
Дети: Ответы детей.
2. Основная часть:
Педагог: Ребята, пока я рассказываю, вы разминайте руки, после улицы-то замёрзли. Погрейте возле печеньки моей любимой. Дома у Коми народа были с виду некрасивые, но очень практичные. Большой дом был разделён на теплую и холодную половину. В холодной половине жили летом, её не топили, а зимой жили в теплой половине. Соединял эти половины коридор (посводз).
Дома строили из толстых сосновых или лиственных деревьев, полы – двойные из хвойных, чтоб сохранить тепло. Хотите, я вам покажу фотографию? Ой, она порвалась. Ребята, помогите, снова её собрать.
Упр. «Фотография».
На столе находятся картинные изображения предметов быта дома и большой фланелеграф. По указанию педагога дети выкладывают картинки, чтоб получилась «фотография».
1. Дверь (одзос) прикрепите в верхнюю край, поседине,
2. Окна (ошинь)– в правый край, посередине,
3. Полки для кухонной утвари – В левый вверхний угол,
4. Печь (пачь) – ближе к левому вверхнему углу,
5. Красный угол – в правый вверхний угол,
6. Скамьи (лабичъяс) – под красным углом и возле окон,
7. Стол (пызан) – возле скамьи,
8. Кровать хозяев (кровать) – левый нижний угол,
9. Сундук (сундук) - рядом с кроватью, возле стены,
10. Люлюка (потан) –недалеко от кровати и рядом с печкой, чтоб было теплее.
Педагог: Бур, бур. (перевод) Хорошо. Хорошо.
Педагог: Ребята, а половики-то забыли. Каждая хозяйка украшала избу красивыми половиками, чтоб показать семье какая она мастерица. Посмотрите на мою работу. В этих половиках спрятала я орнаменты (пасы, которые говорят кто здесь живёт и чем занимается. Попробуйте-ка их найти?
Упр. «Половики».
На столе перед детьми выкладываются 2 половика и ребятам надо найти среди узоров знакомые пасы.
Дети: Ответы детей.
Педагог: Коми (аньяс) девушки ткали не только половики, но и ткани, а затем шили крепкие и практичные одежды. А вы какие предметы одежды знаете?
Дети: ответы детей.
1. Женщины носили – Головной убор – ныв ор, сарафан – шушун, лапти – нинком, передник – водздора, верхняя часть рубашки – сос, нижняя часть рубашки – мыт.
2. Мужчины носили – рубаху –дором, штаны – гач, вязанные чулки из шерсти – сера чувки, лапти или обувь из кожи.
3. Одежда коми охотника – шапка – уркыян шапка, обувь – кыс, пояс – тасма, накидка с отверстием для головы – лузан
4. Коми оленевода – Малица – малича, руковичка – кепысь, вверх малицы из ткани – кышед, зимняя обувь – пимы.
Зр. Гимнастика.
Педагог: может вы и в группе найдёте изображения одежды Коми народа. Но чтоб вы лучше видели, возьмите эти бинокли. И говорите кто что нашёл, по очереди (дети находят на стене картины с одеждой и называют их, а если затрудняются педагог подсказывает).
Педагог:Бур. Молодцы.
Педагог:Ребята, забыла спросить, а сколько вам лет?
Дети: Ответы детей.
А знаете ли вы, что девочек уже с 6 -7 лет учат не только шить, но и вязать. И мне тоже очень нравиться вязать. Вот бывает задумаюсь, песню «Зиль-зёль» (педагог поёт припев песни
Зиль–зёль, кнк кыл,
Зиль–зёль, вош дой,
Зиль–зёль, зиль–зёль, олм–вылм,
Талун сатин, аски ной.)
и ряд неправильно свяжу. Посмотрите, связала варежки, и, думаю, что ошибку сделала. Ребята, помогите, проверьте узор варежек. Если найдёте ошибку, обведите в кружок.
Упр. «Варежка». Корректурная проба.
Педагог: Бур. Артмис. Хорошо. Как ладно получилось. Да, бывало в детстве одену пимы, шубку да такие варежки и на улицу играть. Ребята, а какие Коми игры знаете?
Дети: Ответы детей.
Педагог: И я сейчас с вами хочу поиграть в Коми хороводную игру (Дети повторяют за педагогом все движения).
«Веськыд ки, шульга ки,
Ог кут текод бурасьны,
Косъя ворсны соседкод
Кута сыкод бурасьны».
Перевод:
«Левая рука, правая рука, (показывают правую и левую руку)
Не хочу с тобой дружить
Буду я играть с соседом (кружатся)
С ним и буду я дружить». (меняются парами)
Педагог: Каждая игра развивала быстроту, ловкость, внимание у детей, особенно у мальчиков. А для чего?
Педагог: Чтоб он мог прокормить семью. Лес издревле охотники разделили на угодья и нельзя было охотится на чужом угодье. А чем же разделяли угодья?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Конечно реки условно разделяли лес. И очень интересно, если у охотника было 2 сына, место отдавалось старшему, а младший должен был искать себе новое место. Представьте, что вы охотники и вам надо пройти по схеме к вашей избушке (Вор керка). Вот вам схемы. (Передаёт каждому схему).
Упр. «Схемы». Работа по схемам и карте.
Педагог: Вот нашли вы свою избушку, что дальше будете делать? День ещё стоит.
Дети: Ответы детей.
Педагог: Конечно, ловить зверьё. Посмотрите в окно ребята, как снег валит. Ничего не видать! А может вы что – то видите?
Упр. «Окно». (На целостное восприятие предметов).
Дети: Ответы детей.
Педагог: Пушных зверей: белка, горностай, лиса, заяц, даже медведь – шатун ходит. Ребята, не советую иди в эту сторону, опасно.
Педагог: И на кого ещё охотились охотники? (Голоса птиц)
Дети: Ответы детей.
Педагог: Правильно. А вы слышите голоса птиц? Откуда они доносятся?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Охотники в основном добывали боровую дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; изводоплавающих: утка, гусь.
Зр. Гимнастика – «Птицы».
Педагог: Предлагаю вам взять оружия (пищали) и каждому поймать свою птицу. Иначе вы придёте домой с пустыми руками. Слушайте внимательно!
1. 1 ряд, 3 слева,
2. 2 ряд, 3 права,
3. 3 ряд, 2 слева
4. 1 ряд, посередине
5. 2ряд, 3 слева
6. 3 ряд 1 справа
(Указкой по указанию педагога находить свою птицу).
Педагог: Ой, кутшом бур. Молодцы, ваша семья будет сыта. Вы, знаете, мужчины, когда бывают дома, готовят неводы, чинят сети долгими зимними вечерами, ведь они ещё и рыболовством занимаются. Ой, не успел мой супруг невод починить. Может вы поможете?
Упр. «Невод». (Дети зашнуровывают сеть).
Педагог: Спасибо, дона ёртъяс. На Коми земле живут ещё и оленеводы. Их пастбища граничат с пастбищами оленеводов ненецкого автономного округа. Я слышала о случаях, когда Коми оленеводы, обмениваясь товарами с ненцами-оленеводами, могли и обхитрить соседей. А давайте проверим. Только мне интересно, знать, а считать вы умеете?
Дети: Ответы детей.
Педагог:На листах товар и та сумма, которую за неё заплатили. Вам в помощь 2 карточки с товаром и ценой за этот товар. Проверьте, правильно ли заплатили за товар. На листках, под каждым товаром, вы можете написать цену, затем сложить и если ваш ответ не совпадает с ответом на листке, то равно зачёркиваете. Можете даже правильный ответ.
Упр. «Продажа».
Ребята сравнивают стоимость товара с ценой, которую за неё заплатили. Если верно, то знак равно на листке оставляют, а если нет – то зачёркивают.
Педагог: Получилось, ребята! Ох, сколько я вам всего рассказала, и выпечка уже на готове. Надо на стол накрывать. Питались Коми народ три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни, как у царей, обед из 17-18 блюд.
Педагог: Ребята, сейчас я проверю вашу внимательность. Перед вами карточки и стол с посудой. Что я вижу? (Меняю места, дети работают по схемам).
Педагог: Посуда, у Коми народа в основном была из дерева или коры берёзы. Она была выполнена с душой. Потрогайте, ребята, какая она тёплая, ведь дерево всегда несёт тепло.
Педагог: Ребята, умеете, ли вы столы накрывать?
Педагог: Тогда, я вас научу. Садитесь за стол. И на фланелеграфах по моему указанию будете выкладывать посуду. Слушайте внимательно!
Упр. «Сервировка стола».
Педагог: Слушайте внимательно, и выкладывайте по моему указанию.
1. Посередине стола глубокая тарелка (тасьті) с супом.
2. В дальнем правом углу мелкая тарелка под хлеб (нянь доз).
3. В дальнем левом углу солонка (сов доз).
4. Ближнем правом углу кувшин с молоком.
5. Ближнем левом углу рыбник (чериняньдоз).
6. Справа от глубокой тарелки чугунок с варёной картошкой (порт).
Педагог: Зэв лосьыд. Очень здорово.
Педагог: Ребята, а как вы думаете сколько детей было в Коми семьях?
Педагог: По 8 – 12 детей, а то и больше. Давайте найдём для каждой кружки свою ложку и проведём линию.
Упр. «Ложки и кружки» (перфокарта).
Педагог:Как вы думаете у вас получилось?
Рефлексия: дети встают в круг держась за руки.
3. Заключительная часть:
Педагог: Понравился ли вам мой рассказ про Коми обычаи и традиции?
Педагог:Очень хочется вас ещё раз пригласить, гости вы мои дорогие, но вот думаю, было ли вам интересно? Или вы уже всё и так знали?
Дети: Ответы детей.
Педагог: О чём вам ещё рассказать?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Ребята, запомните, без работы ничего не добыть (Уджтгыд нинм оз шед). Вы потрудились, мне помогли. За это вас угощу шаньгами, понюхайте. Я бы сразу дала вам, да скажу по секрету, Коми народ издревле славился чистоплотностью. Вы поняли, на что я намекаю? (Дети идут мыть руки, затем угощаются).