Серганова Юлия Сергеевна
Конспект открытого занятия «Путешествие в царство Волшебницы Воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка»
средняя группа
«Путешествие в царство Волшебницы Воды»
Воспитатель: Серганова. Ю. С.
2017 учебный год
Образовательная область: Познание.
Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
Цель занятия : развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.
3адачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в царство Волшебницы Воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого.
Развивающие: Развивать исследовательские способности, формировать у воспитанников представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социализация» : обыгрывание сюжетов, воспитание отзывчивости, доброжелательности, умение сотрудничать друг с другом.
Образовательная область «Труд» : развивать умение воспитанников самостоятельно выполнять задания.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» : знакомство с художественным произведением К. И. Чуковского «Федорино горе», вызывать интерес к личности, к внутреннему миру героя, научить сопереживать с героем художественного произведения.
Образовательная область «Здоровье» : беседы о пользе, большом значении и влиянии воды для здоровья человека.
Образовательная область «Коммуникация» : развивать культуру общения в игровых ситуациях, совершенствовать диалогическую речь, учить логично и понятно высказывать свои суждении, участвовать в беседе.
Образовательная область «Музыка» : развивать музыкально-двигательное творчество, обогащение музыкальных впечатлений воспитанников, вызывать яркий эмоциональный отклик.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, конструирование, физкультминутки под музыку, технические средства.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, конструктивная.
Место проведения: групповая комната.
Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с кипяченой водой и молоком, прозрачные стаканчики с крышкой, сахарный песок, чайные ложки, салфетки, контейнер, лед, Кукла Капелька, маски-капельки (по количеству детей, мыльные пузыри (по количеству детей, капельки-эмоции (веселая и грустная) на каждого ребенка, мягкие модули, ИКТ, музыкальные произведения.
Ход занятия (слайд №1)
Организационный момент. Дети заходят в группу здороваются с гостями.
Игровая ситуация эмоциональный настрой:
В круг широкий – вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо – раз, два, три.
А потом пойдем налево – раз, два, три.
В центре круга соберемся – раз, два, три.
И на место все вернемся – раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем, заниматься мы начнем.
Звучит аудиозапись звук воды (слайд №1)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки?
Дети - Это звуки воды.
II. Основная часть.
Воспитатель: Действительно, это звуки воды. Ребята, а для чего людям нужна вода?
Дети: пить, умываться, купаться, готовить еду, стирать белье и т. д. (слайд №2)
Воспитатель: Молодцы ребята. А кому еще нужна вода?
Дети: животным, растениям, рыбкам и т. д. (слайд №3)
Воспитатель: Правильно, ребята без воды нет жизни на Земле.
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ребята, а вы хотите узнать, где путешествовала капелька?
Дети: Да?
Воспитатель: А чтобы узнать, мы должны отгадать загадки, которые приготовила нам Капелька. Готовы?
Дети: Да.
Загадки (ответ проецирутся на экран и сопровождается звуком)
1. Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь) (слайд №4)
2. У неё есть глубина.
Как в пруду и речке.
В ней бывает и волна,
И кругов колечки.
Летом высохнет она,
Будет мельче, уже.
Дождь пройдёт - опять полна.
На дороге. (Лужа) (слайд №5)
3. Звонкий, громкий, озорной,
Появляется весной.
И бежит до моря.
Звонко тараторя. (Ручей) (слайд №6)
4. Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает в море.
Широка и глубока.
Как зовём её?. (Река) (слайд №7)
5. В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над (Морем) (слайд №8)
6. Что-то все бурлит, шумит,
Подходить нам не велит.
Он красивый, но опасный,
Быть с ним нужно аккуратным!
Капли звонко прозвучат,
Создавая. (Водопад) (слайд№9)
Воспитатель: И что же видела наша капелька?
Дети – Дождь, лужа, ручеек, речка, море, водопад! (слайд №10)
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего?
Дети-Воды.
Воспитатель: Ребята, Капелька приглашает нас с Вами в лабораторию, в царство Волшебницы Воды, чтобы провести опыты и узнать много нового и интересного. о свойствах воды.
Воспитатель: Ребята, а на каком транспорте мы отправимся в путешествие по воде?
Дети: лодка, корабль, пароход и т. д. (слайд №11)
Воспитатель: А если назвать, одним словом? Какой это вид транспорта?
Дети: Водный.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на лодочке, но сначала мы должны ее с вами построить (слайд №12)
Воспитатель с детьми строят лодку из мягких модулей и отправляются в путь. Воспитатель показывает движения, дети повторяют (слайд №13)
А теперь большой гурьбой (дети садятся в ряд друг за другом)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками вправо, влево)
Ветер лодочку качает. (покачивания разведенными в стороны руками)
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу плывем. (выполнение круговых движение руками)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (вставание на ноги с выполнение легкого подскока)
Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами и попали лабораторию в царство Волшебницы Воды. Ребята, а вы знаете, для чего нужна лаборатория? (слайд №14)
Дети: Чтобы проводить опыты.
Воспитатель: Молодцы ребята. Ну а перед тем как начать проводить опыты, давайте вспомним правила поведения.
- внимательно слушать;
- не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
- аккуратно обращаться с материалами;
- не забывать после каждого опыта, сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столами.
IV. Экспериментальная деятельность
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт № 2: «Вода бывает твердая»
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – Что? (лёд). Возьмите его в руки.
- Какой лёд? - Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? Попробуйте надавить, сжать, постучать по нему. - А что еще можно сказать про лёд?
Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается? Значит, лед – это тоже вода. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода может быть не только жидкой, но и твердой, когда замерзает и превращается в лёд (вывешивается символ этого свойства).
Опыт № 3: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: А теперь мы потрясем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус? (вывешивается символ этого свойства).
Дети выполняют фокус.
Воспитатель: Прежде чем приступить к следующему опыту, давайте отдохнём. Ребята, а из чего состоит вода? (Из капелек). Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть.
Дети превращаются в капельки, и под музыку проводится Физкультминутка «Капельки» (слайд №15)
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра. Воспитатель: А теперь продолжим дальше (слайд №16)
Опыт № 4: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешивается символ этого свойства).
Опыт № 5: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают). Вода может изменять свой запах в зависимости от того вещества, которое в нее добавили.
V. Сюрпризный момент: появление Федоры.
(Раздается стук в дверь, заходит Федора).
Федора: Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (плачет). Ой, а куда это я попала? Здравствуйте!
Воспитатель: В царство Волшебницы Воды.
Федора: Вы не видели мою посуду? Я ищу свою посуду.
Воспитатель: Нет, бабушка, мы не видели твою посуду. Кто это, ребята? Из какой сказки она к нам пришла? Ответы детей (Федора, Федорено горе).
Федора: Ребята помогите вернуть мою посуду домой.
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Федоре? (Ответы детей). Давайте, ребята, отмоем ее, помогите мне. Может ей понравится быть чистой, и она подружится с водой и вернет свою посуду.
Дети помогают воспитателю мыть Федору. Один ребенок держит в руках полотенце, другой - чистый фартук, третий – чистый платок. Помогают Федоре переодеться. Федора моется под краном и не закрывает кран до конца.
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется что, Федора, что - то забыла? (Ответы детей). А ты знаешь, Федора, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Федора: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. Теперь тебе ясно? Ну, вот теперь другое дело.
Федора: Спасибо вам, ребята. Я поняла что, к воде нужно относиться бережно. Значит, мне поможет вода. Пойду, найду свою посуду и верну ее домой. До свидания, ребята (уходит).
Федора: Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы подите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
VI. Возвращение на лодочке в детский сад.
Воспитатель: Ребята, наше время закончилось. И нам пора возвращаться в детский сад. Прошу занять свои места в лодочке (слайд №17)
(Воспитатель показывает движения, дети повторяют)
А теперь большой гурьбой (дети садятся в ряд друг за другом)
Мы на лодочке плывем!
Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками вправо, влево)
Ветер лодочку качает (покачивания разведенными в стороны руками)
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу плывем (выполнение круговых движений руками)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (вставание на ноги с выполнение легкого подскока)
VII. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше путешествие в царство Волшебницы Воды. Давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: О воде.
Воспитатель: Расскажите мне еще раз, какой бывает вода?
Дети: Жидкая, прозрачная, вода может менять свой цвет, не имеет вкуса, запаха, бывает твердая – в это время все свойства воды выведены на экран.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Запомните то, что вы узнали о волшебнице воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно или не интересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую. Ребята Капелька тоже приготовила для вас подарки, ей очень понравилось с вами путешествовать (Капелька дарит подарки - мыльные пузыри).
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Вы все молодцы! (слайд №18)