Тамара Бестаева
Конспект открытого занятия «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие за сокровищами. Звук и буква Л».
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Темочки:
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: карта сокровищ, конверты с заданиями,камешки, мячик, сокровища, ребристый мостик, цветы со словами, буква Л, картнки с клоуном, сундук, ключик, слоговые кочки, рисунки «Соедини по точкам» со звуком [л].
Ход занятия
I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирала старые вещи и нашла карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись».
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом. Вдыхаем через нос и выдыхаем через рот (звучит звук моря).
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта. Для того, чтоб наш корабль двигался вперед, нам нужно выполнить задание.
3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: Ребята, чем отличаются звуки и буквы?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим. Буквы – то, что мы пишем и видим.
Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
Логопед: Можем плыть дальше.
Мы приплыли в Страну Отличий.
Здесь нас ждет новое задание. У нас есть два рисунка, нужно найти отличия.
II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен.
Посмотрите, какие здесь красивые камни. Дети. Какая буква спряталась в камнях? (буква Л)
Давайте мы с вами попробуем выложить одну большую букву Л из камней.
Задание на развитие фонематического восприятия
- Игра “Добавь звук”
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:
сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.
Логопед: Молодцы! Перейти через озеро нам помогут кочки. Слушайте внимательно, какой слог я назову, на ту кочку и наступайте.
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов. Вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше».
- Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Логопед : Дети, чтоб выполнить это задание, нужно внимательно слушать. Мы должны найти, где слышится звук [л] : в начале, середине или в конце. Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
III-“Остров физминутки”.
Буратино потянулся:
Раз нагнулся, Два нагнулся
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Надо на носочки встать.
Логопед: Дети, посмотрите, здесь какой-то ключик. Давайте заберем его с собой, вдруг он нам пригодится.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
- Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Логопед: Перейти этот пролив нам поможет ребристый мостик. Идем аккуратно, не спешим, чтоб не упасть в воду.
Развитие мелкой моторики
Логопед: Дети, сядьте все за стол. Прежде, чем обводить рисунки, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя.
Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат.
Ритмичное сжатие кисти в кулак.
-Су- Джок терапия.
Развитие графомоторных навыков
Логопед: Берем по одному карандашу перед собой и обводим рисунки по точкам.
Что у вас получилось?
Какой звук мы слышим в словах? (Звук [л])
III. Итог.
Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
Дети: У нас есть ключ, который мы нашли на острове физминутки (Дети раскрывают ларец, находят там угощения).
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- О каком звуке и букве мы говорили?
- Назовите слова со звуком [л].
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.