МААМ-картинки

Технологическая карта занятия по развитию речи «Путешествие в страну звуков с гномом Зеле»

Кристина Аульбаева
Технологическая карта занятия по развитию речи «Путешествие в страну звуков с гномом Зеле»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта занятия по развитию речи

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: «Путешествие в страну звуков с гномом Зеле»

Возрастная группа: старшая группа 5–6 лет

Цель: развитие звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте

Задачи:

Образовательные:

• Дифференцировать звуки З и Зь;

• Закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов;

• Учиться звуко – буквенному анализу слов

• Совершенствовать подготовку к обучению грамоте.

Развивающие:

• Развивать фонематический слух (различать твердые и мягкие звуки)

• Развивать умения последовательно выделять звуки З и Зь в двусложных словах;

• Развивать подготовку к обучению грамоте с помощью составления слогов из согласных и гласных букв;

• Развивать глазомер, память, воображение, мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

Воспитательные:

• Внимательно слушать воспитателя;

• Проявлять инициативу и самостоятельность в выполнении заданий;

• Грамотно отвечать на вопросы полным ответом.

Планируемые результаты занятия: у детей дифференцированы звуки З и Зь; закреплены умения различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов; дети научились зуко – буквенному анализу слов и совершенствовали подготовку к обучению грамоте. У детей развит фонематический слух, умения последовательно выделять звуки З и Зь в двусложных словах; развита подготовка к обучению грамоте с помощью составления слогов из согласных и гласных букв; развит глазомер, память, воображение, мелкая моторика, ориентировка в пространстве. Во время занятия дети внимательно слушали воспитателя, проявляли инициативу и самостоятельность в выполнении заданий, грамотно отвечали на вопросы полным ответом.

Подготовительная работа: повторение звуков и букв русского алфавита

Словарная работа: коврограф, зяблик

Материалы и оборудование: загадка; коврограф Ларчик В. Воскобовича; фетровый материал к пособию; карточка с гномом Зеле; кармашки с буквами, разноцветные веревочки; картинки с изображением забора, зонта, замка, зайца, зубов, зефира, зебры, зеркала, зяблика; листы для упражнения «Найди букву среди других» - на каждого ребенка;

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Настроить детей на предстоящее занятие, познакомить детей с гостем

Воспитатель настраивает детей на занятие и знакомит детей с гостем

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети настраиваются на занятие и знакомятся с гостем

Дети настроились на занятие и познакомились с гостем

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Повторить звуки и буквы

Воспитатель повторяет с детьми алфавит, звуки, буквы, как они обозначаются, какие звуки бывают

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети повторяют звуки и буквы

Дети повторили звуки и буквы

2.2.

Этап восприятия материала.

Упражнения «Звуко – буквенный анализ», «Найди букву среди других»

Педагог проводит с детьми упражнения

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети выполняют упражнения «Звуко – буквенный анализ», «Найди букву среди других»

Дети выполнили упражнения «Звуко – буквенный анализ», «Найди букву среди других»

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Провести физкультминутку «Зайки»; упражнения «Прочитай слоги», «Напиши слог веревочкой», «Веселые тропинки»

Воспитатель проводит с детьми физкультминутку «Зайки»; затем упражнения

Фронтальный, словесный, наглядный, практический

Дети выполняют физкультминутку и упражнения

Дети выполнили физкультминутку и упражнения

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов; рефлексия занятия

Воспитатель подводит итоге с помощью задачи вопросов детям о том, кто был у них в гостях, чем они сегодня занимались, что нового узнали, что было сложно/легко

Фронтальный, словесный

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, происходит рефлексия занятия

Дети ответили на вопросы и занятие подошло к концу

Ход:

1 этап

В: ребята, посмотрите на коврограф, кого вы на нем видите? Правильно, это гном Зеле, и сегодня он пришел к нам на занятие чтобы мы вместе с ним вспомнили буквы и звуки.

2 этап

В: Скажите мне, кто из вас знает алфавит? Расскажите мне его.

В: молодцы, а теперь скажите мне какие буквы можно пропеть, а какие нельзя и почему?

Дети: гласные буквы можно пропеть, а согласные нельзя.

В: каким цветом мы обозначаем буквы, обозначающие гласные звуки (красным, согласные, твердые звуки (синим? А что мы с вами обозначаем зеленым цветом?

Дети: мягкие звуки

В: получается, что у нас есть гласные, согласные – твердые и мягкие звуки

В: скажите мне, как зовут нашего зеленого гнома? (Зеле) На какую букву начинается имя Зеле? (на букву З). Какой звук у буквы З вы слышите, произнося имя Зеле? Давайте все вместе проговорим: Зеле, зь, зь, Зеле; какой звук? (мягкий)

В: совершенно, верно, и сегодня мы с вами будем повторять твердые и мягкие звуки З и Зь, а гном Зеле как раз подготовил для нас разные интересные задания.

Упражнение «Звуко – буквенный анализ»

Цель: развитие фонематического слуха посредством умения различать твердые и мягкие звуки

Оборудование: картинки с изображениями забора, зубов, зимы, куклы Зины, зеркала; коврограф «Ларчик» и прищепки с липучками (для прикрепления картинок)

Ход: воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки на коврографе и назвать что на них изображено, затем назвать звуки и описать их. После этого воспитатель делит детей на команды, где 1 команда хлопает в ладоши, когда услышит твердый звук З, 2 команда негромко стучит по столу ладошками, когда услышит мягкий звук Зь,

В: посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено: ЗАБОР, ЗУБЫ.

В: что общего у всех этих слов? (первый звук З, твёрдый)

В: расскажите мне про звук З (согласный, твёрдый, обозначается синим цветом)

В: теперь посмотрите на другие картинки и назовите их: ЗИМА, ЗИНА, ЗЕРКАЛО.

В: какой первый звук во всех этих словах? (мягкий звук Зь) Расскажите мне про звук Зь (согласный, мягкий, обозначается зелёным цветом)

В: молодцы, все верно, а теперь давайте разделимся на две команды и поиграем: 1 команда будет хлопать в ладоши, когда услышит твердый звук З, 2 команда будет негромко стучать по столу ладошками, когда услышит мягкий звук Зь, все понятно? Отлично, тогда начинаем.

Воспитатель произносит слова: забота, знак, мороз, звук, зерно, ваза, здоровье, золото, зёрнышко, завод, рассказ, загар, загадка, мозаика, зима, зубочистка, роза, запах, завтрак, зяблик.

Упражнение «Найди букву среди других»

Цель: развитие глазомера посредством умения находить нужные буквы среди других

Оборудование: листы с буквами (1 на каждого ребенка)

Ход: воспитатель раздает каждому ребенку листок и говорит, что на листке написаны разные буквы алфавита, детям нужно найти среди всех букв все буквы З, посчитать их и написать в квадрате в правом нижнем углу цифру.

В: сейчас я раздам каждому из вас листочек, на листочках у каждого написаны разные буквы алфавита, и среди них есть буквы З (несколько штук). Внимательно посмотрите на листочек, найдите все буквы З и зачеркните их. Затем посчитайте, сколько букв З вы нашли и запишите нужную цифру на листочке в квадратик, который находится в правом нижнем углу. Покажите, где у вас на листочках правый нижний угол? Молодцы, можете приступать к выполнению.

В: готовы? Отлично, сколько вам удалось найди букв З среди остальных букв? Отлично, давайте мы с вами немного разомнемся

Воспитатель проводит физкультминутку «Зайки»

Зайки серые сидят, (Присели.)

Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь,прячьтесь, (Присели.)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки-попрыгайки.

В: следующее задание, которое нам с вами приготовил гном Зеле называется:

Упражнение «Прочитай слоги»

Цель: развитие подготовки к обучению грамоте с помощью составления слогов из согласных и гласных букв

Оборудование: кармашки на липучках, карточка буквы З, карточки гласных букв, коврограф «Ларчик»

Ход: воспитатель предлагает посмотреть на коврограф и соединить букву З с гласными буквами, а затем прочитать получившийся слог

В: На коврографе в двух кармашках выложены буква З, а в других кормашках буквы А, О, У, Ы, Е, Ё, И, Ю, Я. Внимательно посмотрите на коврограф и скажиие, какой слог получится из буквы З и А, правильно – ЗА (также дети составляют слоги со всеми гласными - ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЕ, ЗЁ, ЗИ, ЗЮ, ЗЯ).

В: а теперь прочитайте слоги и слова с твердым звуком З, и с мягким звуком ЗЬ.

Упражнение «Напиши слог веревочкой»

Цель: развитие звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте посредством выкладывания слогов веревочкой

Оборудование: коврограф «Ларчик», разноцветные веревочки

Ход: воспитатель говорит детям, что с помощью разноцветных веревочек на коврографе нужно написать слог, а затем прочитать его

В: хорошо, а теперь мы с вами «напишем» эти слоги на коврографе с помощью разноцветных веревочек, кто хочет попробовать написать слог ЗА?

Аналогичным образом дети выполняют задание

Упражнение «Веселые тропинки»

Цель: развитие звукопроизношения посредством дифференцирования звуков З и Зь

Оборудование: коврограф «Ларчик», разноцветные веревочки, картинки со слогами и предметами, прищепки с липучками (для прикрепления картинок)

Ход: воспитатель предлагает детям соединить слоги с картинками, в словах которых присутствуют эти слоги, например: слог ЗЕ – картинка зебра, слог ЗА – картинка заяц.

В: на коврографе с одной стороны слоги ЗА, ЗО ЗЕ, ЗУ, ЗЯ, а с другой стороны – картинки ЗАЯЦ, ЗОНТ, ЗЕБРА, ЗУБЫ, ЗЯБЛИК. Ваша задача соединить слог веревочкой с той картинкой, в словах которых присутствуют эти слоги, например: слог ЗЕ – картинка зебра.

Дети выполняют задание

3 этап

В: сегодня мы с вами хорошо поработали и гномик Зеле очень доволен вами. Скажите мне, чем мы сегодня занимались на занятии? Что мы повторили? Какие звуки бывают? Какое задание гнома Зеле вам показалось более сложным/легким? Какое задание вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок и фантазий» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театральной деятельности Цель: формирование умений детей проводить элементарную.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по развитию речи «Путешествие в страну звуков с гномом Зеле»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 16:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи «Путешествие в страну звуков с гномом Зеле»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Аульбаева (УИ 2647747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД