Ирина Староверова
Конспект открытого занятия «Путешествие в лабораторию чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Способствовать развитию познавательных интересов;
Способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
Способствовать развитию речевой активности;
Формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения.
Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в лабораторию чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Возраст детей: дошкольники 4-5 лет
Оборудование: емкости и сосуды разной формы и размера, кисточки, ложки, поваренная соль, сырые яйца, белые тарелки, ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, ватные палочки, лимонный сок, листы белой бумаги А5на каждого ребенка, йод, манная крупа, магниты в коробке на каждого ребенка, фигуры сундуков на скрепках, большой конверт с запиской, 4 конверта с заданиями и цифрами (1.2.3.4, медали, коробка, детское масло, таблетка шипучего аспирина, жидкий пищевой краситель, игрушка Медвежонок.
Методические приемы и технологии:
Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Организация детей на образовательной деятельности: столы с оборудованием для опытов.
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки?
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? (вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 4 маленьких конверта). Вместо подарков лежит конверт:
«Это я спрятал ваши подарки, и хочу чтобы вы выполнили мои задания. В них будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы?
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности:
«Можно:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Нельзя:
во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.»
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
Вопрос 1: «Умеет ли яйцо плавать?» (предположения и догадки детей)
Опыт: Для этого опыта нам нужны две банки 0,5 л. с чистой водой, 2 яйца и поваренная соль. Опускаем яйцо в банку с чистой водой, оно медленно опустится на дно банки. Во вторую банку добавляем 3-4 ст. л. соли, размешиваем и опускаем яйцо. В солевом растворе яйцо будет плавать на поверхности.
Вывод: Когда мы растворяем соль в воде, плотность воды становится больше плотности яйца и яйцо не тонет.
Вопрос 2: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку, наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
Воспитатель: Что делает апельсин? (ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что яйцо умеет плавать, а апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Держите подсказку. (отдает конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 2
Читает загадку:
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там ….
(РАДУГА)
Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».
Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки)
Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите исчезающей краской и без кисточек».
Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей) .
Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Словесная игра «Скажи какой сок»
Из яблока- яблочный,
из груши- грушевый,
из персика- персиковый…
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей)
Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым.
Опыт (продолжение) : в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется.)
Воспитатель: Ребята,ну не чудо ли это?
Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Однажды я потерял 10 сундуков с сокровищами. Помогите мне их найти. Но при этом не замарать руки.»
На столе стоит контейнер с манкой (пустыня). В манке спрятаны сундуки.
Воспитатель: Ребята, как можно найти сундуки (предположения детей)
Воспитатель: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет по неволе.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. Сундуки оббиты железом. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают сундуки.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают пазлы в картинку. Это изображение игрушки медвежонок.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в группе есть медвежонок? (дети говорят, что наш медвежонок находится в спальне)
Подходим к игрушке и находим коробку с подарками. Возвращаемся в группу.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Я ведь вам уже говорила, что я тоже немного волшебница. А так как вы сегодня хорошо потрудились,я хочу вам показать ещё одно чудо.
Опыт: В прозрачный сосуд налить масло (детское или вазелиновое, добавить немного воды, пищевой краситель либо свекольный сок и таблетку шипучего аспирина.
Дети наблюдают за тем, как пузырьки из таблетки поднимаются вверх и опускаются, кружатся.
Воспитатель:
Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки (ответы детей)
Какие задания мы сегодня выполняли? (ответы детей)
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)