Дьячковская Юлияна
Конспект открытого занятия «Путешествие на Северный полюс» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи: сформировывать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-развить у детей способность описывать, правильно выражать свои мысли, расширять словарный запас;
-делать выводы из результатов проведенных опытов.
Ход занятия:
1 Вводная
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие на Северный полюс“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: - Ребята сегодня утром, пока вас не было, приходил почтальон и вручил письмо. Здесь написано : «Детям старшей группы». Я не стала ее распечатывать без вас. Мне очень интересно узнать, что там находится. Я предлагаю ее распечатать вместе. Вы согласны?
- Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него все лепестки разного цвета.
-Как он называется?
- Из какой он сказки, кто знает?
Воспитатель: Ребята вспомните сказку «Цветик – семицветик», одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?
Дети: Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что такое – Северный полюс и где он находится. (Глобус). Вот глобус – это маленький макет земли, а где Северный полюс? Мы отметим его красным цветом.
Воспитатель: не передумали отправиться в путешествтие? А вы не замерзнете? (ответы детей).
Воспитатель:- у нас есть цветик –семицветик, а что нам с ним делать? (ответы детей – одежда теплая)
Д/игра «Что лишнее?» (выбрать необходимые теплые вещи)
Воспитатель:. Давайте вместе скажем волшебные слова, чтобы оказаться на Северном полюсе :
Лети, лети лепесток, через север на восток
Через запад через юг, лишь коснешься ты земли,
Будь по моему, вели чтобы мы оказались на Северном полюсе!
2 Основная часть. Звучит музыка северного ветра.
Воспитатель – Ребята вот мы на Северном полюсе – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.
Воспитатель: А вы знаете, что такое полярная ночь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.
3 Полярное сияние (Северное) рассматривание иллюстрации.
Северном полюсе можно чаще всего наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая проносятся по небу с одного края на другой. (дети рассматривают северное сияние на картине). А кто видел северное сияние? (ответы детей)
Воспитатель: На смену длинной ночи приходит полярный день – это когда всё время день, светло. В это время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность земли покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём.
4 Физкультминутка:
Что – то холодно сидеть, надо руки нам погреть,
Руки вверх, руки вниз, на носочки подтянись,
Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,
А затем в присядку, вот и сделали зарядку!
Воспитатель: Ребята, но как ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные. Кто-нибудь может мне их назвать?
Дети: Тюлени, моржи, белые медведи. (Дети рассматривают иллюстрации животных Крайнего севера)
Воспитатель: Правильно! Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода. Как вы думаете, чем питаются моржи и тюлени?
Дети: (предположительные ответы).
Воспитатель: Они питаются рыбой, которой много в этих местах. Но рыбу любят не только моржи и тюлени, птицы тоже ей питаются.
Но самый главный житель севера белый медведь – это самый крупный хищный зверь. У него густая белая шерсть и толстый слой жира который предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей.
Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных тюленей и моржей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вернемся в наш любимый детский сад, где тепло и уютно, для этого мы оторвем желтый лепесток нашего цветика-семицветика и все вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети лепесток. Через север на восток
Через запад, через юг. Лишь коснешься ты земли
Будь по моему вели: Чтобы мы все оказались в детском саду!
5 Исследовательский эксперимент:
Воспитатель: вот мы снова в детском саду, чтобы закрепит наши знания, мы с вами проведем опыт.
Белый медведь плавает в ледяной воде и делает это с большим удовольствием, человек в такой воде может погибнуть из за переохлаждения организма. Белый медведь, когда вылезает из воды не покрывается льдом и не мёрзнет. Почему это происходит вы сейчас поймёте, проведём опыт.
В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её. Посмотрите она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. Если бы мы вышли на улицу с мокрыми руками, то на них образовалась тонкая корочка льда, и руки замёрзнут. Теперь вытрите руки на сухо и смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что изменилось?
Дети: Рука почти сухая.
Воспитатель: Вода не покрывает всю руку, а собралась капельками.
Если руку встряхнуть, то капельки слетят, на руке воды нет, значит в мороз если мы выйдем на улицу наши руки не замёрзнут, и не покроются тонким слоем льда.
Надеюсь вы теперь поняли почему не мёрзнет белый медведь, даже в самый сильный мороз, когда выходит из воды?
Дети: Потому что его шерсть смазана жиром.
Воспитатель: Правильный вывод ребята. А ещё эту хитрость используют водоплавающие птицы.
И еще у белого медведя и лапы покрыты длинным мехом, для того чтобы легче было держаться на льду.
Вот и закончилось наше путешествие, вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Напомните мне, где мы с вами сегодня были?
Дети: На Северном полюсе.
Воспитатель: Покажите на глобусе, где он находиться? (один из детей показывает)
- Что такое северное сияние? (ответ детей)
- Что такое полярная ночь и день? (ответ детей)
- Какие животные живут на Северном полюсе? (ответ детей)
- Чем питаются животные и птицы Крайнего севера? (ответ детей)
- Почему белый медведь не мерзнет? (ответы детей)
Молодцы! Я надеюсь, что следующее путешествие вам понравится еще больше. Всем спасибо!
Воспитатель: Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северное сияние или белого медведя и организовать выставку «Путешествие на Северный полюс».