Жерикова Рамиля
Конспект занятия «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;
формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Материалы к занятию : Географическая карта. Иллюстрации к сказке В. Катаева "Цветик - семицветик " (девочка Женя на Северном полюсе. Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего севера).
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
Воспитатель: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на вставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты! (рассматривание картинок разных природных зон). Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны. Вспомните сказку В. Катаева "Цветик - семицветик" (показываю цветик - семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там многновенно и также быстро попросилась обратно домой.
- Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.)
2. Путешествие на Северный полюс.
Воспитатель: давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же такое - Северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика - семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Посмотрите, где находится Северный полюс (покажите его на карте).
- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.
(Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан") :
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки - зимы.
Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).
В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Вот как описывает полярное сияние один путешественник : "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета,чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".
(Дети рассматривают северное сияние на картине.)
На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
3. Животные Северного полюса.
Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).
- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто ещё любит рыбу? Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в теплые края.
В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?
Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из снежной берлоги, и начинает приучать их ловить рыбу, а затем и тюленей.
4. Исследовательский эксперимент.
Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
- Подумайте, где человек использует явление несмачивания? Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой, они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Покажите на глобусе, где находится северный полюс. какова природа севера. Чем климат Севера похож на русскую зиму. Что такое северное сияние?Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на Северном полюсе?
Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера, Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.