Асель Устабаева
Конспект открытого занятия в старшей группе «Сказочное путешествие. Опыты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочное путешествие. Опыты с воздухом
Организационная информация
Примечание
1.
Доминирующая образовательная область
Познавательное развитие
Воспитатель эмоционально включает детей в действие
2.
Вид деятельности детей
Двигательная, музыкальная, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Методическая информация
1.
Тема образовательной деятельности
«Сказочное путешествие»
2.
Методы и приёмы реализации содержания занятия
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Сказочное путешествие, Опыты с воздухом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Наглядный, практический, показ, демонстрация, вопросы, обсуждения, сравнение, наблюдение, сюрпризный момент.
3.
Интеграция образовательных областей
познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
4.
Возрастная группа
5-6лет.
5.
Цель:
развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
6.
Задачи:
6.1
-образовательные:
познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
6.2
- развивающие:
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
6.3
- воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
7.
Планируемые результаты:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности; научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
8.
Организация среды для проведения занятий (образовательной деятельности)
Материал:
- демонстрационный: воздушный шар, апельсин, картинки.
- раздаточный: колпаки, волшебные палочки (палочки от шаров обклеенные) ,кусочки ваты, веера, вертушка, целлофановые пакеты, «волшебные палочки», стаканчики с водой, коктейльные трубочки, краски, альбомные листы, кисточки, воздушные шары.
9.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Игры с воздушными шарами; мыльными пузырями, наблюдения за ветром на прогулке, беседа.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I.
Вводная часть
Ребята, заходят в зал.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)
С добрым утром!
С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
1 мин.
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами увидеться и познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ! А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи Воздухом?
Дети: Хотим.
2
мин.
1.2
Мотивация деятельности детей
Воспитатель: Но чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
Закройте глаза. Вместе произнесем волшебное заклинание: повторяйте за мной
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Дверь нам в сказку распахни!»
(воспитатель накидывает накидку и надевает диадему).
мотивирует к дальнейшей деятельности
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети
формулируют цель своей
деятельности или принимают цель педагога)
Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники.
Воспитатель-Фея: Ребята, я хотела вас познакомить со своим другом воздухом, а он потерялся, давайте поищем его вместе?
Дети: Давайте.
Воспитатель-Фея: Идемте со мной.
2 мин.
II
Основная часть:
2.1
Актуализация ранее приобретённых знаний
1. Задание:
Воспитатель-Фея: Ребята, давайте будем внимательными и тогда мы сможем найти воздух!
Дети с воспитателем ходят и ищут ВОЗДУХ.
И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?
(На подносе лежат ватные снежинки).
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и снежинки оживут!
(Дуют, ватные снежинки улетают.)
2
мин.
2.2
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
2. Задание
Воспитатель-Фея: Ребята, нет под снежинками воздуха? А что заставило снежинки полететь? Как вы думаете?
Дети: Мы на них подули.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?
Дети: мы вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)
Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Воспитатель-Фея: Ребята, но почему же мы его не видим, если он везде, как вы думаете?
Дети: Он прозрачный, через него все видно…
Воспитатель-Фея: Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)А давайте, это докажем.
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола волшебные пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Воспитатель-Фея: Что произошло с пакетами?
Дети: они надулись, приобрели форму
Воспитатель-Фея: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: внутри находится воздух.
Воспитатель-Фея: Где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: надувной матрац, спасательный круг.
Воспитатель- Фея: Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
Воспитатель-Фея: А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?
Дети: Видим.
Воспитатель-Фея: Значит, воздух, какой?
Дети: Он прозрачный, бесцветный, невидимый.
5
мин.
2.3
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Воспитатель-Фея: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей).
Воспитатель-Фея: У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (у него нет запаха)
-А сейчас закройте глазки, и вдохните носом, что вы почуяли?
-Дети: запах апельсина. Вывод: что при некоторых обстоятельствах воздуху можно придать запах.
Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.
4
мин.
Проводится музыкальная разминка
III.
Заключительная часть
Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель-Фея: А что такое ветер?
(Высказывания детей)
Воспитатель-Фея: Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).
Воспитатель-Фея: - Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.
И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем и она оживет.
Опыт с вертушкой. Дуют на вертушку и она начинает вертеться.
Воспитатель-Фея: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?
Воспитатель-фея: Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответ детей) Мы же волшебники, давайте подуем на него и он поплывет. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю.
Воздух обещал развлечь нас …
Хотите порисовать с воздухом?
Давайте пройдем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Он приготовил для нас кисточки и краски. Давайте опустим кисточку в воду,затем обмакнем в краску и накапаем эту краску на лист бумаги. Теперь возьмем специальные трубочки для рисования и подуем через них на краску, но не просто дуем,а делаем рисунок, у нас у всех разные краски, давайте попробуем нарисовать цветочек, таким образом у нас получится букет цветов.
Воспитатель-Фея: Ребята, как мы смогли нарисовать такие красивые цветы?
Дети: Мы дули через волшебную палочку, на краску и создавали рисунок.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы их нарисовали с помощью воздуха, который мы выдыхали.
7
мин
3.1
Анализ и самоанализ деятельности детей
Ребята, ну что, понравилось вам знакомство с воздухом? И мне тоже очень понравилось! Вы хорошие помощники и настоящие волшебники!
Я благодарна вам за работу и хочу вам подарить частичку воздуха. Я же волшебница, закройте глазки, а теперь откройте и посмотрите что же тут (там шарики, они останутся вам в подарок от нашего лучшего друга – воздуха.)
(Шарики остаются в подарок детям).
Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.
Заклинание:
Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!
Ребята, мы снова в саду.
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)
Что интересного вы там узнали?
2 мин.
IV.
Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
Закрепление знаний о воздухе на прогулках, занятиях по познавательному развитию.