Дарья Пузырева
Конспект экспериментальной НОД по ФГОС в подготовительной группе «Воздух — богатство планеты Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект экспериментальной НОД по ФГОС в подготовительной группе „Воздух — богатство планеты Земля“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Словарная работа: кляксография.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
(Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас пройдем на ковер и встанем в круг, для того чтобы поздороваться друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой - то стал грустный, маленький.
Дети: Синий шарик сдулся.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Хотите попробовать?
Дети: Очень хотим.
Воспитатель: Тогда отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Пакет пуст.
Воспитатель: Да, он пуст, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет изменил форму, наполнился воздухом.
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Дети: Конечно можно.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?
Дети: Нет, он ведь прозрачный.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?
Дети: Потому что внутри игрушки воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это?
Дети: Это Мыльные пузыри.
Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей? Хотите немного поиграть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Хорошо. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: Немного поиграли, а теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк, воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Дети: Думаю нет.
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - ни будь есть?
Дети: Да, в них воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Дети: Может быть, потому,что разные предметы с ним соприкасались.
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта Техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Да, хотим.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.)
(дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Да, очень понравилось.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо Вам ребята!