маргарита губина
«Богатство нашей планеты Земля». Конспект ОД по экспериментированию с воздухом
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
«Познавательно – развивающие»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Публикация «„Богатство нашей планеты Земля“, Конспект ОД по экспериментированию с воздухом» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширять представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке, значимости научного труда для жизни общества в целом;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Речевые задачи:
- Закреплять умение отвечать полным ответом;
- закреплять навык подбора прилагательных;
- автоматизация в речи поставленных звуков.
«Социально - коммуникативные»
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
- развивать у детей навыки сотрудничества через экспериментирование;
-развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу, сообразительность.
- закреплять элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
- закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов;
- закреплять умение делать дыхательную гимнастику: не поднимать плечи, не надувать щеки, выпускать воздух тонкой струйкой.
«Художественно - эстетические»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением лаборатории, научных сотрудников, оборудования лабораторий, просмотр компьютерной презентации по данной теме, активизация словаря (лаборатория, эксперимент, лаборант, научный сотрудник, целлофан, струя воздуха).
Оборудование: 2 воздушных разрисованных шара, шапочки, бахилы, названия залов лаборатории, пакеты, иголка, мольберт, стаканы по количеству детей, трубочки, крышки от фломастеров, бутылочки, баночки по количеству детей, ёмкости, наполненные водой, салфетки, баночки с разными ароматами. На каждого лист бумаги, клеенка, баночка с краской, трубочка, салфетки.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость Незнайка, а почему ты такой грустный?
Незнайка показывает 2 шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, а сегодня только один большой, а второй маленький и грустный.
Вывод: Шарик сдулся.
В: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щеки, бровки приподнять). А теперь покажем ему, какой у него маленький шарик (щеки втянуть).
Ребята, а что же надо сделать чтобы шар стал большим и веселым.
Дети: Шарик надо надуть (Добиваемся полного ответа).
Подвижная игра «Воздушный шар»
Дети стоят по кругу взявшись за руки и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.
С мамой в магазин ходили (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр, держатся за руки, выполняют пружинку)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный раздувайся. (Идут назад мелкими шажками, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел
Да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки верх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух).
Воспитатель: Вот видишь Незнайка какие у нас ребята, они все знают и тебе обязательно помогут. А пока посиди и послушай загаду:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох)
Крепче ты дружок держись!
В: Вы знаете сколько времени человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. У нас есть несколько залов для проведения экспериментов. В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
В: Опыты мы начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много можно здесь узнать
Н: Ребята, а вы не знаете, как можно поймать воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись) Что в них находится? Какой он? (легкий, прозрачный, невесомый) Вы его видите?
В: Хорошо! Вывод: воздух можно поймать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: Для другого эксперимента нам необходимо проследовать столам. Дети подходят к столу, где для каждого приготовлены прозрачные стаканчики с водой и трубочки для коктейля, салфетки.
«Мы видим воздух»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.)
Вывод: Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Н: Ребята, а воздух движется?
Эксперимент № 2 «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта (уточнение, что во время зимы).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) Воздух не видим, зато мы можем его ощутить. Возьмите веера и помашите им перед собой. Что вы чувствуете? (чувствуем как воздух движется).
Давайте проведем еще один опыт. Возьмите каждый по кораблику, опустите на воду и подуйте на них. Кораблики движутся в противоположную от вас сторону. А что произойдет, если нет ветра? Корабли остановятся. А если на море буря?
Вывод: Воздух движется.
Н: А еще очень интересно можно ли воздух услышать?
В: Как его можно услышать? (ответы детей). Сейчас я вам докажу, что воздух можно услышать, для этого проходите коллеги к следующей группе столов
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера.
В: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё я надую шарик, а вы подумайте, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим (Писк, шум)
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Н: Ну уж, а почувствовать воздуха точно нельзя.
В: Можно. Как ребята? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному воздухом из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами вдохнуть аромат, который я предложу и сказать, что так пахнет. Каждому ребенку предлагается свой аромат (конфета, кофе, апельсин, чеснок, хлеб)
Вывод: Сам воздух запаха не имеет, но может переносить ароматы.
Н: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать? Зал №6 (круглый стол со стульчиками)
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.) Дети пробуют рисовать.
Воздух - это то чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
Воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял
Воздух разный, он такой!
Где найдем его с тобой
В: Итак, вы сегодня узнали много нового провели множество опытов.
В: Какой опыт вам понравился больше всего? (выслушиваются ответы 2 детей)
В: Что сегодня вы узнали нового? (2 человека)
Незнайка: Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом и очень увлекательно проводили свои эксперименты, как настоящие ученые.
В: За это вам полагается по памятной медали лаборант
Спасибо за работу, до новых встреч!