Евгения Назаренко
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 1 п. Переволоцкий»
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории:
Назаренко Евгения Викторовна
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
Развивающая:
Расширять словарный запас детей;
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность;
Воспитательная:
Воспитывать желание познавать окружающий мир;
Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой и трубочки для коктейля, воздушные шары, крышечки от ручек, листочки бумаг формата А5, крышечки от пластиковых бутылочек, картинки с изображением глаза, уха, руки, стаканчики прозрачные пластиковые, ластик, резиновая уточка, пробирки с крышечками 3 штуки для эксперимента, зубочистки, краски акварельные, кисти, салфетки влажные и бумажные, альбомные листы, по количеству детей.
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Словарная работа: кляксография.
НОД
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас предлагаю встать в круг, и поздороваться друг с другом
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках?
– Правильно воздушные шары, ой а что это случилось с шариком? Он какой-то стал грустный, маленький. (Ответы детей)
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, как вы думаете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные- исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? ( Ответы детей: лаборатория)
Воспитатель: А кто нибудь знает какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории. (можно по карточкам, где будут отвечать дети)
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определё нные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня мы с вами организовали небольшую лабораторию в группе. Хотите туда отправиться? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте зацепимся за руки и отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?».
Воспитатель: Ребята как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Посмотрите на стол и скажите, чем можно поймать воздух.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух не видим, но его можно поймать! А теперь посмотрите на свою руку через пакет.
Вы видите руку?
Значит воздух какой?
Дети: Ответы детей
Вывод: Воздух не видим, но его можно поймать!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ощутить воздух? Как?
Ответы детей
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Ответы детей
Вывод: Воздух не видим, воздух можно почувствовать!
(Дети вешают карточки на доску)
Эксперименте №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Воспитатель: Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Ответы детей
(Дети садятся)
Воспитатель: А давайте проверим!
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане была же только вода. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно
Ответы детей
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но что бы подуть ещё, мы с начало вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Ответы детей (карточка)
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: Возьмите кусочек резины (ластик)и опустите его в воду (в стакан с водой). Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку (во второй стакан с водой). Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее ластика? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри)Что это? (Ответы детей)
1 Давайте немножко поиграем.
2Как выдумаете, что находиться внутри пузырей? –Я думаю что в нутрии мыло. (Ответы детей)
Я буду надувать пузыри, а вы будите на них дуть.
(доказываем перемещение предметов воздухом и проверим что в нутрии мыльных пузырей).
Воспитатель: А теперь пойдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Ответы детей
Эксперимент № 4 «Слышим воздух».
Воспитатель: Посмотрите на стол и скажите для чего нам эти предметы, что мы можем сними сделать.
Ответы детей (Воздух можно услышать, если подуть в баночку или бутылочку, в крышки от фломастера или сдуть шарик).
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук.
Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, что бы услышать воздух?
Ответы детей
Воспитатель: Нужно растянуть отверстия шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздуха.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки, крышки от фломастеров и шарик.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами, а ещё когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Ответы детей
Эксперимент №5 «Узнай по запаху».
Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: Посмотрите, а в них что-нибудь есть? Как вы думаете что находится в баночках?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно в баночке находиться воздух. Я разрешаю взять вам одну баночку и понюхать. А как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет воздух в баночке?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что находится во второй баночке.
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Ответы детей
Воспитатель: Как выдумаете, почему обе баночки пусты, а пахнут
по –разному. !
А можно ли брать любые незнакомые баночки, открывать и нюхать, как мы сейчас с вами делали? А почему? Потому что в баночке может оказаться опасный для жизни газ или вещество. И если не соблюдать этих правил можно пострадать.
Ответы детей
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему предают другие вещества, которые с ним соприкасаются. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Дети пробуют рисовать).
Наши исследования в лаборатории сегодня закончились.
Ребята, давайте ещё раз вспомним, что мы узнали про воздух.
Дети: без воздуха ничто живое не может жить;
воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
воздух легче воды;
воздух есть внутри нас и вокруг нас;
воздух не пахнет и может передавать запахи;
Ребята у меня на подносе лежат смайлики с разными эмоциями, Если вам понравились наши опыты с воздухом, и вы узнали, что-то новое то возьмите веселого смайлика, а не понравилось, и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика.