Надежда Панова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Цель: формирование у детей представлений о значении воды для всего живого на земле и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе, со свойствами воды: прозрачность, форма, вода - растворитель; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Развивающие:
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме; развивать умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; навыки проведения лабораторных опытов; способность следовать устным инструкциям
• формировать опыт общения в коллективе, координируя свои действия с действием партнеров; формировать умение общаться со взрослым и детьми; выполнять словесную инструкцию.
Демонстрационный материал:
Аудиозапись звуков воды, 2 таза, телефон, интерактивная доска с презентацией «Круговорот воды в природе», накидка для мамы Тучки, капельки из ткани — 5 штук, заводные игрушки для игр с водой в тазу.
Раздаточный материал:
Для экспериментов на каждого ребенка: вода, молоко, сахар, стаканы, питьевая вода, ложечки, тарелочки.
Предварительная работа:
Беседа о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедий, наблюдение за водой во время прогулки, использование игр о воде, проведение занятий - экспериментов.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Цель: Привлечение внимания, создание мотивации.
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам поиграть с водой.
- А вы хотите узнать новые свойства воды?
Давайте возьмем тазики и нальем в них воды.
Воспитатель с детьми подходят к умывальнику и обнаруживают, что воды нет.
2. Актуализация знаний и умений
Цель: актуализировать знания детей о знакомых им свойствах воды.
Воспитатель:
- Ребята, а какие свойства воды вам знакомы?
Ответы детей
3. Затруднение в ситуации
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, установление причин затруднения.
- Воды нет. Как вы думаете, почему нет воды?
-Что же делать?
- А сами мы можем сделать это? А кто может?
Воспитатель набирает номер сантехника по телефону:
«Алло, Максим Викторович, у нас в группе пропала вода. Выясните, пожалуйста, причину.»
Высказывают свои предположения: сломался кран, лопнула труба и т. д.
Отвечают на вопросы воспитателя. (Починить кран, заменить трубу).
4.»Открытие» детьми нового знания
Цель: сформировать представление о круговороте воды в природе.
- Ребята, а вы знаете, откуда берется вода? Как мы сможем это узнать?
Ответы детей. (Спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, в интернете и т. д.)
А хотите я вам покажу? (Воспитатель, переодевается в Тучку.)
Представьте, что я мама Тучка, а вы мои детки-капельки. Капельки, вам пора отправляться в путь. (Включается музыкальное сопровождение) Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке.
Ребята, скажите, где же встречаются капельки воды?
Давайте подойдем к доске и посмотрим, как это происходит. (Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»)
Высказывают свои предположения.
Выходят в центр группы, выполняют движения.
Прыгают по одному.
Встают в пары.
Объединяются в цепочку.
Встают в хоровод, двигаются по кругу.
Подняли руки вверх, потянулись.
Подбегают к воспитателю.
Отвечают на вопросы воспитателя (в капле дождя, в ручейке, реке, океане)
Подходят к интерактивной доске, рассказывают о круговороте воды.
5. Включение детьми нового знания в систему знаний и умений
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания.
- Ребята, а в нашей группе тоже есть капельки воды. Давайте их найдем и расскажем, какую пользу они приносят.
I капелька - Игровой уголок:
- Зачем здесь нам нужна вода?
II капелька — Уголок природы
III капелька — Умывальная комната:
- А здесь зачем нужна вода?
IV капелька — Мойка
V капелька — Чайник с водой
- А кто может сказать, как вода попадает к нам в детский сад?
(Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома. Эти трубы называются водопроводными.)
- Посмотрите, как они выглядят. (Картинка на интерактивной доске) В основном эти трубы проходят под землей.
- Как называются эти трубы?
Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, воду нужно беречь, и не тратить ее зря. Для этого нужно не забывать закрывать кран (Картинка). А если произошла авария, то кого следует вызывать на помощь? (Картинка сантехника)
- Ну вот, ребята, мы нашли все капельки.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
- Но прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Опыт 1. «Вода — не имеет формы»
-Как вы думаете, вода имеет форму? Как проверить?
-Давайте проверим. Перед вами стакан с водой. Какой формы вода (вода имеет форму стакана) Перелейте воду из стакана в пустой сосуд. Какой теперь формы стала вода? (формы сосуда)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет форму, а принимает форму того сосуда, в который налита.
Опыт 2. «Вода — прозрачна»
- Как вы думаете, через воду можно что-нибудь увидеть? Как проверить? Перед вами стакан с молоком. Опустите в него ложку. Вы видите её? (нет) Возьмите другую ложку и опустите в стакан с водой. Видите её? (да)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода — прозрачна.
Идут по группе, делают остановки и находят капельки.
Отвечают на вопросы воспитателя, для чего нужна вода.
(Чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду, цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут — им нужна вода, чтобы мыть руки, лицо, выполнять гигиенические процедуры, помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе)
Опыт 3. «Вода — растворитель»
- Перед вами кусочек сахара. Как вы думаете, какое отношение он имеет к воде?
- Что произойдет, если опустить его в стакан с водой и размешать? Опустите кусочек сахара в воду. Размешайте.
- Что с ним произошло? (Растаял, растворился.)
- Какой вывод мы можем сделать? (вода - хороший растворитель)
- Где в жизни мы можем наблюдать это явление? (За завтраком, когда кладем сахар в чай.) Каким он становится? (сладким)
Вывод: вода — хороший растворитель.
6. Осмысление (итог)
Цель: сформировать вывод о круговороте воды в природе, о свойствах воды.
-Чем мы сегодня на занятии занимались?
- Что же такое вода и какими свойствами она обладает?
Ответы детей. Вода — это прозрачная жидкость. Она принимает форму сосуда. Вода хороший растворитель.
Раздается телефонный звонок
- Алло, Максим Викторович, хорошо, спасибо, сейчас проверим. Ребята, давайте посмотрим, не появилась ли вода в кране. Максим Викторович исправил порыв в трубе. Открывают кран, льется вода.
- Вы можете взять листочки бумаги, сделать такие лодочки или взять игрушки и поиграть с водой. Берут тазики, идут в умывальную комнату. Набирают воду в таз и играют с водой.