Надежда Головяшкина
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Круговорот воды в природе. Использование воды человеком.
Цель: формирование элементов экологической культуры через изучение такого явления, как круговорот воды в природе; использование воды человеком.
Задачи:
1. формировать представления о круговороте воды в природе (о переходе воды из одного физического состояния в другое);
2. показать необходимость воды для всего живого;
3. дать представления о том, как человек приспособился использовать воду для своих потребностей;
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома;
5. формировать бережное отношение к использованию воды.
Материал: плакаты: «Количество жидкости в организме человека», модели «Круговорот воды в природе», «Движение воды по трубам»; картинки «Использование воды»; чайник, стекло, очиститель воды, мыло, речной песок, чай, карта мира, модель Земли (глобус, листы на каждого ребенка с рисунком Капитошки (свечой).
Ход занятия:
Воспитатель: - Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. К нам пришел гость, но его пока не видно. Догадайтесь, кто это? Скажите, без чего человек не сможет прожить? Ответ найдете, отгадав загадку:
Я и туча, и туман
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу.
И стеклянной быть могу.
Дети: Вода.
Воспитатель: - Конечно, это – вода. Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела у нашей двери снежинку. Взяла ее в руки – она растаяла и образовалась капелька воды. Она сказала, что ее зовут Капитошка, и хочет с вами познакомиться поближе. А вы хотите с ней познакомиться поближе?
Дети: Да.
Воспитатель: Слайд 2
А вы знали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
- Вы согласны что без воды нам с вами просто нельзя.
Дети: Да.
Слайд 3 Человек.
Воспитатель: А много ли воды на нашей планете?
Дети: ….
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус и скажем, где находится вода на нашей планете?
Дети: В океанах, морях, озерах, реках, ручьях, родниках.
Воспитатель: Посмотрите, наши полюса покрыты ледяной шапкой, если она растает, то во что превратится?
Дети: Тоже в воду
Воспитатель: Послушайте, какой рассказ мне поведала Капитошка про свою жизнь. «Я со своими сестричками-капельками живу в большом, синем море. Целый день мы резвимся, играем, но солнце светит ярко, пригревает, и, мы начинаем подниматься в воздух, становимся совсем легкими, затем превращаемся в пар и поднимаемся все выше, выше и выше. Мы поднимаемся очень высоко, но воздух высоко от земли не такой теплый, а намного холоднее. Мы снова с сестренками собираемся вместе и образуем большие и красивые облака»
Воспитатель: Я задумалась, а может ли быть так, чтобы вода превратилась в пар. А вы как думаете?
Дети: ….
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит дальше с облаками?
Дети: Из них идет дождь.
Воспитатель: Давайте проведем опыт. И узнаем. Хотите?
Опыт 1 В чайнике закипает вода от него идет пар - это улетают маленькие капельки воды. Вода превратилась в пар (показ плаката, на котором изображено, как капельки воды поднимаются от моря в воздух).
Дети: ….
Слайд 4 Опыт с опорой на таблицу-пиктограмму.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как из пара появились снова капельки, которые падают из облаков на землю.
Дети: ….
Воспитатель: Над паром, идущим от воды, держится стекло. Стекло запотевает. Дети наблюдают, как остывает стекло, и с него капают капли воды. Воспитатель обращает внимание на плакат «Круговорот воды в природе».
Дети: ….
Воспитатель: Но зимой дожди не идут, в каком же виде мы можем повстречать воду?
Слайд 5 отвечают дети.
Воспитатель: А еще во что может превратиться вода?
Слайд 6 отвечают дети.
Воспитатель: Посмотрите, как наши капельки поднялись в небо, собрались в облака и пролились дождем. Дождь- это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили водой реки и озера. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки в море.
Прослеживают путь капельки на плакате.
Физминутка: Дождик, дождик, пуще лей (руки вверх)
Капай капель не жалей (руки вниз)
Только нас не замочи (делают круговые движения руками)
Зря в окошко не стучи (топают ногами).
Воспитатель: Вы услышали только начало рассказа Капитошки, а хотите узнать, что же происходит дальше в ее жизни.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. «Я живу со своими сестричками в озере, из озера вода попадает в дома к людям».
Воспитатель: Как же вода попадает из озера в дома? Как вы думаете?
Дети: По водопроводу.
Воспитатель: По специальным трубам мы течем в дома, но сначала мы попадаем на станцию очистки. Сначала воду очищают от крупного мусора, затем добавляют различные вещества, чтобы уничтожить микробов. После того, как грязь осядет на дно, воду пропускают через фильтры, в нее добавляются вещества для очистки и вода становится совсем чистой и подается насосом в дома. Человек использует уже чистую воду (прослеживается путь капельки на плакате «Откуда в кране вода?»)
Слайд 7 Откуда в кране вода?
Воспитатель: Для чего нужна вода человеку?
Слайд 8
Воспитатель: Но как же они возвращаются назад? Как вы думаете?
Дети: Использованная вода уже по другим трубопроводам возвращается в природу.
Воспитатель: Но, давайте посмотрим, какую воду возвращает человек.
Опыт 2: В прозрачную емкость выливается вода:
-сполоснули грязную чашку с жидкостью для мытья посуды,
-горсть земли добавили (помыли обувь, овощи)
-стиральный порошок
-размешали краски в воде.
Воспитатель: Такую воду мы взяли у природы
Дети: Чистую.
Воспитатель: а вот такую мы возвращаем
Дети: Грязную.
Воспитатель: Что же можно сделать, чтобы вода возвращалась не такой грязной?
Дети: Очистить.
Воспитатель: А как ее очистить?
Дети: Фильтр.
Воспитатель: Человек придумал различные очистительные фильтры и, прежде чем вода попадет назад, она проходит снова очистку.
Опыт 3: В фильтр наливается грязная вода. Дети сами проводят опыт, наблюдая, как вода из грязной превращается в чистую.
Воспитатель: Посмотрите, какой сложный путь прошла каждая капелька.
(прослеживают пути капелек на плакате)
Вывод: Чем меньше чистой воды тратиться зря, тем меньше грязной нужно очищать. Даже если вода из крана не течет, а капает, за сутки зря выливается целое ведро воды!
Воду, которую дарит нам природа нужно беречь и расходовать экономно.
Воспитатель: Вот и подошло наше необычное занятие к завершению. Капитошке пора отправляться к своим сестричкам, а на память о себе она подарит вам свою фотографию, но она необычная. Для того чтобы она проявилась нужно её раскрасить голубой краской.
ВНИМАНИЕ! У вас на подносах лежат два смайлика, выберите один.
- Если вам было интересно наше занятие и вы научились чему то новому поднимите – розовый.
- Если вы ничего нового не узнали на нашем занятии поднимите – синий.