Немигалова Татьяна
Конспект занятия «Вода-источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: обобщить и расширить знания детей о воде.
Задачи:
1. Познакомить с круговоротом воды в природе;
2. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
3. Развивать речь, мышление, любознательность;
4. Развивать экологическую культуру.
Подготовительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге («Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, игры «Ручеек», «Мы – капельки».
Публикация «Конспект занятия „Вода-источник жизни“» размещена в разделах
Оборудование: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе, иллюстрации, изображающие использование воды человеком.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я хочу загадать вам загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
У меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: что это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море). Еще раз закройте глаза. (Включает фонтан.) Что слышите? Да, это фонтан.
Воспитатель: Дети, скажите, а кому нужна вода?
Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.
Воспитатель:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)
Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначается вода?
- Синим!
На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
- Много!
А знаете ли вы, какая вода в море?
- Солёная!
Её можно пить?
- Нет!
А мы какую воду пьём?
- Не солёную!
Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. Посмотрите, ребята, что я вам ещё принесла (дети рассматривают яркие иллюстрации рек, озёр, водопадов и т. п.).
Ребята, вы мне уже сказали, что вода необходима деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Игра «Доскажите слово»
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
Опыт № 1 “У воды нет запаха”.
Ребята, а теперь давайте понюхаем воду, и вы скажете, чем она пахнет? Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт № 2 “Вода не имеет вкуса ”
Предлагаю детям попробовать воду. Спрашиваю: “имеет ли вода вкус?” Затем некоторым детям даю соленую или сладкую воду. И спрашиваю каждого ребенка: “какая у тебя вода по вкусу?” Вместе с детьми делаем вывод, что вода сама по себе безвкусная, но она приобретает вкус того, что в нее добавляют.
Опыт № 3 “Не все вещества растворяются в воде”
Ребята, вспомните, что у нас растворяется в воде? (Соль, сахар). Давайте с вами убедимся, что сахар и соль растворяется в воде. (Проделывают опыт). Что произошло с сахаром и солью? А теперь давайте в другой стаканчик добавим крупу. (Проделывают опыт). Что происходит с крупой? Делаем вывод, что не все вещества растворяются в воде.
Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками.
(Включается музыка и идет дождь).
Воспитатель: Капельки полетели путешествовать на землю.
Дети: Прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети: капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Дети: Капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети: Перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Дети: Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Дети: Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.
Воспитатель: Так ребята выглядит в природе круговорот воды. Сначала вода испаряется из рек, морей и океанов и в виде маленьких капелек поднимается вверх, там она собирается в тучки и выпадает в виде дождя. (рассматривание плаката с круговоротом воды в природе)
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? Правильно – вода.
Воспитатель. Вода добрый друг и помощник человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.
Воспитатель. Воду необходимо экономить и бережно использовать. Когда вода понапрасну течет из крана, его надо закрыть. Но бывает, мы зря расходуем много воды, даже не замечая этого. (рассматривание иллюстраций). К примеру: Ты моешь руки, умываешься под сильной струей, прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды ты сбережешь!
Хотите охладить газированную воду и держите бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить бутылку в холодильник, а воду поберечь?
Ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего вам запомнилось?
(Ответы детей).
Воспитатель. Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что обыкновенная чистая вода - это богатство, которое ничем не заменишь.
Литература: Т. В Вострухина, Л. А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. - М. :ТЦ Сфера, 2015.