Людмила Евграфова
Конспект занятия «Вода — источник жизни»
▼ Скачать +Заказ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные задачи
Показать детям значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наш дом. Закрепить знания о том, как человек использует воду в своей жизни.
Развивающие задачи
Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь прилагательными, обозначающими качество воды (пресная, соленая, чистая, горькая.).
Воспитательные задачи
Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материал
Публикация «Конспект занятия „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
Глобус, звуки воды (аудиозапись, трехлитровая банка с водой, два стакана на всех детей (один с чистой водой, другой с грязной, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой по количеству детей.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель в группе: Ребята, сегодня в детском саду открылась лаборатория неживой природы, в лаборатории два зала. Первый зал называется «Лаборатория Знайки», а второй зал - «Зал преобразований». Я хочу загадать вам загадку «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит». Что это? Правильно, это вода. Догадались, в какую лабораторию мы с вами пойдем, правильно, в лабораторию воды. Дети заходят под запись журчания ручейка. Послушайте, ребята (включает запись). Вы узнали: что это? (Да, это ручеек.) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море.) А теперь закройте глаза. (Включает фонтан.) Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нем! Полюбуйтесь им. Где в нашем городе вы еще видели фонтаны? Летом я слышала вот такой разговор между мальчишками (включает запись).
- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.
- Кран-то закрыли?
- Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.
- Что потом делали?
- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили!
Зато весело было.
Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? А что они сделали не так? ( Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало). Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Педагог. Дети, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). Правильно (комментирует слайды).
Педагог. А нам в детском саду нужна вода? Для чего она нужна? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т. д.).Правильно (комментирует слайды). Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить, как вы думаете, сколько дней? А ученые доказали - 90 дней, т. е. три месяца. А без воды сколько дней можно прожить? Ученые доказали, что всего неделю.
- А как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли всем? (ответы.)
- Посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. Ребята. Вы знаете, сколько океанов на нашей Земле? Кто знает? (На нашей Земле пять океанов). А сколько всего морей? Оказывается морей всего 30. Как вы думаете, это много или мало?
(Много, очень много).
Педагог. Сейчас мы с вами это проверим. У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – это суша, а вот большая часть – это вода. Так много или мало воды на планете?
(Много).
Педагог. Ребята, обратите внимание, здесь уголок моря. Хотите узнать, какая на вкус вода в морях и океанах? (Дети пробуют морскую воду).
Какая вода на вкус? (Горькая, соленая, невкусная).
Педагог. Хочется вам ее пить? А готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? (Дети пробуют пресную воду).
Какая она на вкус? (Вкусная, чистая, несоленая, пресная).
Педагог. Горьковатый вкус морской воды придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на нее, сравним поваренную соль и морскую соль.
Что вы скажете о морской соли? (Крупная, сероватая, горькая)
Педагог. А поваренная? (Мелкая, белая, не горькая).
Педагог. Где в природе есть пресная вода? Пресная вода это вода питьевая, несоленая. Верно, в реках, озерах. Посмотрите на глобус. Найдите реки. Много их или мало? Представьте, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана.
Так много или мало пресной воды? (Мало).
Педагог. У воды великая забота - поить всех обитателей Земли.
Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Посмотрите на экран, как это происходит в водохранилищах. Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, затем вода поступает в отстойник вторичной очистки, где ее тщательно очищают и фильтруют. Воду фильтруют несколько раз, чтобы она стала чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.
- Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
- Вы знаете, что такое фильтр? (Предположения детей). Это устройство для очистки воды от загрязнений.
- Сейчас мы с вами это проверим. Вот стакан грязной воды. Берем его и через марлю, как через фильтр, перельем воду в чистый стакан. Что, вы видите на марле? (Вся грязь осталась на марле).
Педагог. А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр не пропускает грязь, задерживает ее.
Педагог. Ребята, а вы знаете, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны).
Педагог. Ребята, посмотрите, на экране появился еще один слайд. О чем он нам напоминает? Замечательно, все вспомнили, все запомнили. Молодцы!
Педагог. А закончим разговор пословицей «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!».