Людмила Николаева
Конспект НОД «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 117 «Белоснежка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект НОД
тема: «Вода – источник жизни»
образовательная область: «Познание»
возрастная группа: старший дошкольный возраст
Подготовила:
воспитатель Николаева Л. С.
Чебоксары – 2017
Тема: «Вода – источник жизни»
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания детей о воде, о её значении в жизни природы : растений, животных человека;
- познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы, без вкуса);
- уточнить и расширить представления детей о трё основных состояниях во-ды (жидкое, газообразное, твёрдое);
- закрепить у детей представления о видах воды (морская, пресная);
Развивающие:
- развивать умение экспериментировать, делать логические выводы из про-ведённых экспериментов и опытов;
- развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность зада-вать интересующий вопрос;
- развивать умение четко передавать свои мысли, ставить цель, находить пу-ти решения задач, доводить дело до конца, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- формировать привычку бережно и разумно использовать воду; развивать осознанное отношение к явлениям природы.
- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
- воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах и кол-лективе;
- проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Методы и приё мы:
Наглядные: модель «Очистка воды», фотографии воды в различных состоя-ниях, глобус, использование ИКТ, музыкальная композиция «Симфония воды» Ф. Шопен.
Словесные: вопросы, чтение стихотворений, рассказ педагога, рассказ ре-бенка, положительная мотивация.
Практические: проведение опытов.
Подвижная игра «Три состояния воды»
Демонстрационный материал: глобус, трёхлитровая банка с водой, стакан с водой, модели состояния воды, термос с горячей водой, термос с кусочками льда, модель «Как вода попадает в кран».
Раздаточный материал: по 5 одноразовых стаканов на ребёнка, соломинки по 2 шт., тарелки по 2 шт., вода, молоко, вишнёвое варенье.
Предшествуюшая подготовка:
1. Беседы о воде «Значение воды», «Зачем беречь воду?» и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций на тему "Вода".
3. Наблюдение за состоянием воды на прогулках в природе: дождь, ливень, тучи, лужи, туман и т. д.
4. Чтение книг: «Почемучка», «Реки, речки и моря на Земле текут не зря».
5. Подготовка ребёнка к рассказу по модели «Очистка воды».
6. Проведение исследований, опытов.
7. Рассматривание глобуса, карты мира
8. Чтение стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.
Ход занятия:
В: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Ребята, как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о воде. Как вы думаете, кому нужна вода?
Д: Растениям, птицам, животным, людям.
В: Правильно, дети, вода нужна всему живому. Как вы думаете зачем вода растениям?
Д: Растения получают вместе с водой питательные вещества, что позволяет им расти и развиваться.
В: Как они их получают?
Д: С помощью корней
В: Правильно, ребята, с помощью корней растения получают питательные вещества, которые растворены в воде. Для чего нужна вода животным? (ответы детей)
В: Для чего вода нужна человеку? (ответы детей)
В: Без воды человек не может сделать многих простых, обычных дел: ни за-месить теста для хлеба, ни сделать бумаги для книг, ни лекарства, ни конфет.
Представьте, ребята. Что будет, если исчезнет вода?
В: Да, ребята, вода – это жизнь. Человек без пищи может прожить три меся-ца, а без воды – одну неделю.
Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём и на карте отмечают во-ду? Сколько океанов на земле, сколько морей. Какая вода в океанах и морях?
Д: солёная.
В: А какую воду использует человек?
Д: пресную.
В: Воды на Земле много, но пресной воды, которую использует человек – мало. Давайте представим, что если всю воду нашей планеты налить в трёхлитро-вую банку, то пресной воды будет только полстакана. Так много ли пресной воды? Пресной чистой воды очень мало и с каждым годом её становится всё меньше.
Ученые всего мира работают над тем, как сохранить чистую пресную воду. Есть специальные «лаборатории воды». Там работают учёные и лаборанты, это те люди, которые проводят исследования и опыты.
А теперь, ребята, закройте глаза, и мы перенесёмся в волшебное Царство воды. ( Слышится голос Воды: «Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в волшебное Царство Воды. Приглашаю вас в мою научную лабораторию, чтобы поближе познакомиться со мной».
В: Ребята, да это же сама Царица Вода, мы с вами оказались в её Царстве. Посмотрите, что он нам подготовила: белые халаты. Одевайте скорее! Посмотри-те, что на ваших столах.
Опыт №1.
«Вода прозрачная»
В: Ребята, перед вами 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложечки. Посмотрите внимательно и скажите, в каком стакане ложка видна, а в каком - нет? Почему?
Д: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт №2.
«Вода бесцветная»
В: Перед вами 2 стакана с водой. Ребята, какого цвета вода? (ответы детей) В один стакан положите варенье и перемешайте, что случилось?
Д: Вода изменила цвет… Какого цвета стала вода?
Вывод: чистая вода бесцветна.
Царица Вода оставила нам схемы-подсказки.
Опыт №3.
«У воды нет вкуса».
Перед вами 2 стакана: в одном – чистая вода, в другом вода с вареньем. По-пробуйте воду через соломинку. Теперь попробуйте в другом стакане. Что вы почувствовали?
В каком стакане вода имеет вкус?
А в прозрачном стакане какой вкус у воды?
Вывод: Чистая вода - без вкуса.
Опыт № 4.
«У воды нет запаха»
Поставьте к себе ближе стакан с водой. Чем же пахнет вода? Для этого поню-хайте воду. Правильно ребятау воды нет запаха. Но вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт№5.
«Вода - жидкая»
Перед вами два стакана – один с водой, другой – пустой. Осторожно попро-буйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Получилось? Что вода делает?
Д: Льётся.
В: Почему?
Д: Потому что она жидкая.
Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручьях, не текла бы из крана. Теперь налейте воду в тарелочки, какой формы стала вода? Вода принимает форму того предмета, в котором она находится. А на ровном месте расползается лужей.
Опыт № 6.
«Пар – это тоже вода»
Посмотрите, Царица Вода приготовила нам два термоса. (Термос – это со-суд, предохраняющий содержимое от остывания или нагревания.) Я открываю один, что вы видите? Как вы думаете, пар – это вода? Скоро мы убедимся в этом. Я подержу зеркало над паром. Что случилось с зеркалом? Оно вспотело и на нём появились капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Опыт № 7.
«Лёд – твёрдая вода»
Как вы думаете, ребята, если воду поставить в морозильник, то что с ней произойдёт? (ответы детей)
Правильно. Сейчас я вам раздам лёд из второго термоса. Попробуйте пере-мешать его. Льётся? А если лёд расстает? Можно ли будет перелить?
Вывод: Лёд – твёрдая вода.
ВЫВОД ПО ОПЫТАМ: Модель «свойство воды», «состояние воды». Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса. Вода существует в природе в виде жидкости, пара и льда.
Физкультминутка.
Игра «Три состояния воды».
Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её молекулы – маленькие ка-пельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замёрзли. Встанем близко друг к другу и превратимся в лёд.
А когда вода находится в жидком состоянии, то её молекулы «берутся за ру-ки и могут двигаться и менять своё положение». Мы тоже возьмёмся за руки и пройдём змейкой, как будто ручеек.
Когда вода находится в газообразном состоянии, то её молекулы «отпускают руки и разлетаются», как лёгкие капельки пара.
Где мы можем увидеть воду в природе? В виде чего?
Показ слайдов (использование ИКТ)- пруд, озеро, река, болото, море.
Выводы детей.
В: Мы каждый день пользуемся водой из крана, она всё течёт и течёт, не кончается. Как вы думаете, откуда в нашем городе Чебоксары берётся вода?
Д: Из Волги
В: А какая вода на Волге
Д: мутная, грязная, тёмная
В: Её можно пить?
Д: Воду из реки Волги пить нельзя, она грязная, её нужно очистить.
В: А какой путь проходит вода из Волги до нашего садика расскажет Стёпа. (Рассказ ребенка по модели «Путь воды»)
Ребенок: Из реки вода перекачивается на станцию очистки воды. Там она проходит через разные фильтры, очищается, потом обеззараживается химиче-скими веществами, а затем передаётся по трубам в наши квартиры и детский сад. А использованная грязная вода по трубам канализации проходит и собирается в очистные сооружения, там она очищается, после чего обратно возвращается в Волгу.
В: Вот как долго добирается к нам вода из реки Волга. Много сил затрачива-ется чтобы её очистить. Так как же надо относиться к воде?
Д: Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.
В: Воду нужно уважать -
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет.
«Воду попросту не лей – дорожить водой умей!» Молодцы, ребята, вы были очень активными, хорошо отвечали на вопросы. Царица Вода приготовила вам подарки – медали-капельки.