Наталия Гольденштейн
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Что такое вода и ее значение в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание.
Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
Обратить внимание на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Уточнить представление детей об использовании воды.
Формировать умение рационально использовать водные ресурсы.
Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования.
Познакомить с некоторыми свойствами воды.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
Уточнить значение воды для всего живого.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников.
Развивать представление о воде и ее свойствах.
Развивать любознательность, мышление, речь детей. Ввести в активный словарь слова: водопроводная, жидкость, бесцветная, лаборатория.
Развивать вкусовой анализатор.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Побуждать сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", "речевое развитие", "художественно-эстетическое развитие", "социально-коммуникативное развитие", "физическое развитие".
Материал: карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканчики; ложечки; тарелочки; коктейльные трубочки; цветные камешки; цветная гуашь; кисточки; кусочки сахара; экспериментальные дневники; клей; картинки с изображением некоторых свойств воды.
Аудиозапись "звуки природы", видеоролик "путешествие капельки", картинки с природными явлениями.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций: дождь, иней, роса, снег, тучи, облака, льды.
2. Разучивание стихотворения "Воду нужно уважать".
3. Чтение произведений: Ушинского К. Д. "Ручеек", Смольянова И. Р. "Красота воды", Новикова И. М. "Удивительные капельки".
4. Наблюдение за состоянием воды в природе.
5. Проведение опытов с водой: "У воды нет вкуса и запаха", "Вода прозрачная", "Вода растворяет некоторые вещества".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом распространённом. но и самом удивительном веществе, которое встречается в природе. А вот о каком? Я думаю, вы догадаетесь сами, разгадав мои загадки:
1. Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
2. Если на нос сели капли.
Кто тогда нам первый друг? Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без.
Ответ: Воды.
Воспитатель: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что уже знаем, и узнаем новое, будем рассуждать и даже поэкспериментируем. Но сначала я предлагаю вам познакомиться с одной путешественницей!
Просмотр видеоролика "Путешествие капельки"
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу предложить вам превратиться на некоторое время в капельки и сыграть в игру!
Игра "Мама Тучка".
Капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Прыгали, прыгали, скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой океан. Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка им наказывала вернуться домой. А тут солнышко пригрело, стали капельки лёгкими, потянулись вверх и испарились под лучами солнца. И вернулись капельки к маме Тучке.
В: Ребята, какое явление, связанное с водой, мы показали в игре?
Д: Ответы детей (круговорот воды в природе).
В: А где встречаются ещё капельки воды в природе?
Д: Ответы детей.
В: Ещё вода есть в почве, под землёй, вода - это тучи и облака, туманы и дожди, иней, роса и даже зимние узоры на стёклах - это тоже вода!
Показ картинок с явлениями природы.
В: Ребятки, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички-капельки? Давайте покажем нашим гостям, что они делают у нас в группе и какую пользу приносят!
Дети с воспитателем идут по группе и делают остановки
В: Почему мы остановились здесь, рядом с экологическим центром?
Д: Растениям нужна вода для жизни.
В: Как мы даем растениям воду?
Д: Поливаем их.
В:Что случится, если мы перестанем давать растениям воду?
Д: Они засохнут, завянут и погибнут.
В: Чтобы этого не случилось, оставим здесь сестричку капельку!
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше и делаем остановку рядом с туалетной комнатой в группе
В: Для чего нам здесь вода, ребята?
Д: Умываться, мыть руки, полоскать ротик
В: А как вы думаете, откуда берется вода у нас в домах и в детском саду?
Д: Из крана.
В: А в кран как она попадает?
Д: По трубам.
В: Правильно. Эти трубы называются водопроводные. Давайте вместе повторим: водопроводные.
В: Оставим и здесь сестричку капельку.
Д: Да!
Идем дальше к мойке помощника воспитателя
В: А здесь для чего нужна вода, ребята?
Д: Мыть посуду, протирать столы, наливать воду, чтобы мы могли попить.
В: Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме и группе, даже не помоешь машину, не уберешь городскую улицу. Вы можете сказать, что на Земле много воды, её хватит всем! Так-то оно так, но ведь людям, растениям и животным нужна чистая вода постоянно!
Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому что они защищают водоёмы от пересыхания. Нужно охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, закрывать краны, не лить воду зря.
В: Ну, вот, ребятки, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу!
В: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам поиграть со мной в необычную игру. Она называется "Звуки природы".
Дети садятся на стульчики и прослушивают аудиозапись
В: Сколько звуков вы услышали? Какой звук был самый тихий? Какой звук не относится к звукам природы?
Д: Ответы детей.
В: Так что же такое вода? какими свойствами она обладает? мы с вами попробуем выяснить это в нашей научной лаборатории!
Дети проходят и садятся за столы
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1. Не шуметь, этим мы мешаем другим детям.
2. Аккуратно обращаться с посудой.
3. Слушать воспитателя.
4. Следить за результатами опыта
5. Заносить результаты в экспериментальный дневничок.
6. Сделать вывод.
Эксперимент №1
В: перед вами два стаканчика, один из них с водой. Давайте перельем воду из одного стакана в другой. Ребятки, вода льётся?
Д: Да, льется!
В: Верно. Значит вода - жидкость. Поэтому она течет в озёрах, морях, кранах.
Вклейте пожалуйста в свои экспериментальные дневнички картинку, на которой изображено это свойство воды.
Эксперимент №2
В: Ребята, давайте понюхаем воду в стакане. Есть ли у воды запах?
Д: Нет
В: Чистая вода не имеет запаха. А теперь возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Имеет ли вода вкус?
Д: Нет, у нее нет вкуса.
В: Да, ребята, чистая вода не имеет вкуса.
Эксперимент №3
В: Теперь давайте возьмём кусочек сахара и бросим его в стакан с водой. Помешайте воду ложечкой. Что произошло?
Д: Сахар исчез! Он растворился.
В: Значит вода - растворитель. А теперь снова возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Вкус изменился?
Д: Да, вода стала сладкой.
В: Вода передает вкусы других веществ.
Эксперимент №4
В: А теперь бросьте в стаканчик цветной камешек. Мы его видим?
Д: Да, видим!
В: Значит вода какая?
Д: Вода прозрачная, не имеет цвета!
В: Верно, вода бесцветная. Вклейте в свои дневнички еще одну картинку, на которой показано это свойство.
Эксперимент №5
В: Возьмите кисточку и разведите гуашь в стаканчике с водой. посмотрите, что с ней стало?
Д: Вода окрасилась.
В: Вода принимает цвет других веществ. Подведем итог. посмотрите в свои экспериментальные дневнички и сделайте выводы, какими свойствами обладает вода?
Д: Вода это жидкость,
вода прозрачная,
у воды нет вкуса, цвета и запаха,
вода - растворитель, передает вкусы веществ,
вода может принимать цвет других веществ.
В: Молодцы, ребята! Совершенно верно!
Дети встают в полукруг и рассказывают стихотворение о воде
Воду нужно уважать,
Это должен каждый знать,
Совершенно не секрет -
Без воды нам жизни нет!
Спасибо за внимание.