Алевтина Никифорова
Конспект открытого занятия по валеологии «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по валеологии ПО ЗОЖ
ТЕМА:«Наши помощники- органы чувств»
Образовательная– Сформировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека; дать знания о значении языка в ощущении вкуса пищи; определить опытным путем вкусовые зоны языка.
Публикация «Конспект открытого занятия по валеологии „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающая– закрепить знания по охране важных органов чувств (обоняние, зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязание).
Воспитательная– бережное отношение к органам чувств, интерес к занятиям.
Методы и приё мы:Наглядные (показ иллюстраций). Словесные (беседа, художественное слово, вопрос-ответ). Игровые (дидактические игры)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «чувств»в утренние и вечерние часы; беседы о том, как помогаютчеловеку язык и руки; дидактические игры «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»,«ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ».
Оборудование: баночки с разными запахами, мешочки с твердыми и мягкими игрушками.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, в уже не маленькие, и знаете, чтобы научиться читать и писать - надо очень хорошо знать азбуку родного языка, но, чтобы быть здоровым, надо знать и другую азбуку – Азбуку здоровья. Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своём здоровье, ведь не зря гласит народная мудрость – «ЗДОРОВЬЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА».
РЕБЁ НОК:
«Хорошо зимой и летом
Тем, кто бережёт здоровье!
Им болезни не страшны,
Им лекарства не нужны!
Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие – в Институт здоровья, и узнать, какие органы чувств человека в нём изучают. Но прежде чем отправиться c вами на экскурсию, давайте вспомним:«Какие органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир?»
Воспитатель: орган зрения? орган слуха? орган обоняния? орган осязания? орган вкуса?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (глаза, уши, нос,руки, язык)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А можно сказать, что они наши помощники?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. (Да)
Вы готовы отправиться в путешествие? Ну вот мы попали в Институт здоровья в котором множество различных лабораторий.
- А кто из вас знает, что же такое лаборатория? Ответы детей: (это где исследуют всякие анализы и делают опыты)
- Правильно! Для того, чтобы узнать, что исследуют в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку:
НА НОЧЬ ДВА ОКОНЦА САМИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, А С ВОСХОДОМ СОЛНЦА САМИ ОТКРЫВАЮТСЯ. «ГЛАЗА»
Воспитатель: Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш важный орган зрения. И в первой лаборатории исследуют зрение. Глаза являются помощниками человека? А для чего людям нужно зрение?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (с помощью глаз мы видим окружающий мир, различаем предметы по форме, по цвету, читаем, смотрим телевизор и т. д).
Воспитатель: Да ребята. Глазами мы видим окружающий нас мир. А как нужно беречь свои глаза?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (нельзя долго и близко смотреть телевизор, играть в компьютер, близко читать книгу, не тыкать в глаза разными предметами)
Воспитатель: Правильно! Беречь глаза надо обязательно. Ведь они трудятся целый день: мы читаем, пишем, рисуем, смотрим телевизор, и наши глазки устают. А ещё чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, что надо делать?
Ответы детей: (специальную гимнастику.)
Проводится гимнастика для глаз: Бабочка
Бабочку мы в руки взяли
С ней немного поиграли:
Близко к носу поднесли
И на бабочку смотри
Бабочка влево полетела - глазки влево посмотрели
Бабочка вправо полетела - глазки вправо посмотрели
Бабочки порхают
Глазоньки моргают
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что цвет глаз у всех людей разный (ПОКАЗ КАРТИНКИ). Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у вас глаза! Скажите, они у вас одинаковые или же они разные? А как вы поняли, что они разные, по каким признакам?
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы отправляемся во вторую лабораторию. Для того чтобы узнать что исследуют в этой лаборатории, нужно отгадать следующую загадку: Будьте внимательны!
ДВА БРАТА НА ОДНОЙ ГОЛОВЕ ЖИВУТ, А ДРУГ ДРУГА НЕ ВИДЯТ. «УШИ»
Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку).Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы ушки хорошо слышали и не болели?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы).
Воспитатель: Да, молодцы! А сейчас давайте с вами проверим, как слышат ваши ушки и поиграем в игру «Угадай по голосу»
ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ»
Все встают в круг, водящий ребёнок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Саша (Лёша, Маша и т. д)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовём тебя «Ау!».
Глазки …. закрывай,
Кто позвал тебя узнай.
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Итак, отправляемся в следующую лабораторию. Слушайте загадку:
МЕЖДУ ДВУХ СВЕТИЛ В СЕРЕДИНЕ Я ОДИН. «НОС»
Воспитатель: Верно. В этой лаборатории изучают орган осязания – нос. Давайте проверим, как работает ваш носик.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС» :
Подыши одной ноздрёй
И к тебе придет покой
(И. п. стоя, туловище выпрямлено, правую ноздрю закрыть правым указательным пальцем, выдохнуть, левую ноздрю - закрыть левым указательным пальцем, выдохнуть.)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо дышит ваш носик? Нос улавливает все невидимые запахи, которые витают в воздухе когда мы дарим мамам цветы, они радуют их не только своей красотой, но и прекрасным ароматом. Ребята, здесь у меня в баночках что – то спрятано. Сумеете ли вы узнать, что там находится?
ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».
Описание игры: детям предлагается определить по запаху, что лежит в баночках (лук, лимон, конфета).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Итак, для чего же человеку нужен нос?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. (чтобы дышать и определять разные запахи)
Воспитатель: Правильно, ребята! Ребята, а как ещё можно определить, что за продукт, не видя его?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:«на вкус».
Воспитатель: О каком органе чувств говорится в этой загадке?
ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ. «ЯЗЫК»
Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык (показ иллюстрации). Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают определённый вкус. Посмотрите (показываю на плакат, середина языка - узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас, чтобы узнать, что изучают в последней лаборатории, отгадайте загадку:
ПЯТЬ БРАТЬЕВ ГОДАМИ РАВНЫЕ, А РОСТОМ РАЗНЫЕ. «ПАЛЬЧИКИ»
Воспитатель: Да, мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, и здесь изучают орган осязания – руки. Ребята, а как нам ещё помогают руки?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (с помощью рук мы определяем тёплый предмет или холодный, гладкий или шершавый, руки помогают нам рисовать, писать, лепить из пластилина)
Воспитатель: Верно. А чтобы наши пальчики хорошо работали, с ними тоже нужно заниматься. А как нужно заниматься?
ПРОВОДИТСЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо работают ваши пальчики. А сейчас давайте поиграем в игру «Твёрдый – мягкий».
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: принимают участие два ребёнка. Из коробки с перемешанными мягкими и твёрдыми предметами нужно отобрать мягкие и твёрдые предметы по отдельности.
Воспитатель: Молодцы, всё сделали правильно! Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в Институт здоровья. Давайте вспомним, какие органы чувств человека изучают в его лабораториях.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Все верно!
А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем наш девиз:
А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье, мы здоровья пожелаем!
На этом наша экскурсия закончена. Спасибо всем за внимание!