Елена Сумакова
Конспект открытого занятия по шахматам «Путешествие на шахматные острова» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению детей игре в шахматы
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: «Путешествие на шахматные острова»
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие».
Публикация «Конспект открытого занятия по шахматам „Путешествие на шахматные острова“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: формирование интереса к шахматной игре
Программные задачи.
Образовательные задачи:
• закрепить игровые навыки и умения детей через практическую деятельность;
• формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность;
• способствовать проявлению интереса к мудрой и полезной для общего развития игре через игровые и сюрпризные моменты.
Развивающие задачи:
• развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Воспитательные задачи:
• воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, уверенности;
• воспитание доброжелательного общения со сверстниками.
Материал и оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, шахматные доски, маски шахматных фигур, костюмы для сценического образа.
Предварительная работа: обучение игре в шахматы в течении всего учебного года, проведение шахматного турнира, практические занятия по шахматам, разучивание стихотворений про шахматы.
Содержание образовательной деятельности
Вступительная часть. Создание положительного эмоционального фона занятия.
Воспитатель. Ребята, в течении всего учебного года вы учились играть в шахматы. На недавнем шахматном турнире вы показали свои знания и умения.
(Раздается стук в дверь, входит Емеля)
Емеля. Добрый день! Я попал в шахматный клуб, где обучают игре в шахматы?
Воспитатель. Здравствуй, Емеля. Нет, это обыкновенная подготовительная к школе группа детского сада «Сказка». Но сказочные герои к нам часто приходят в гости. Мы тебе очень рады, правда ребята!
(Эмоциональное и радостное приветствие детей)
Емеля. А вы можете научить меня играть в шахматы?
Воспитатель. Конечно можем, но только тебе придется походить к нам на занятия. Ведь за один день невозможно научиться играть в шахматы. Наши дети научились играть в шахматы в течении всего учебного года.
Емеля. Ого, целый год? Это долго. А когда долго, тогда неинтересно. Лучше я на печи полежу и в окошко посмотрю.
Воспитатель. Ох, Емеля, Емеля! Опять ты за свое! Интересно, неинтересно. И чтобы заинтересовать тебя игрой в шахматы, предлагаю тебе отправиться с нами в путешествие по шахматным островам. Ребята, проведем по шахматным островам экскурсию для Емели.
Дети: Да, мы будем очень рады помочь Емеле!
Воспитатель: Тогда в путь! Выбирайте на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие.
Дети. На ковре самолете!
Воспитатель. Замечательно. В путь!
(Дети садятся на ковер, звук магического полета ковра-самолета)
Основная часть
Воспитатель. Вижу впереди остров! Только не могу прочитать его название. Прошу у вас помощи.
(Один из детей читает название острова)
Воспитатель. Остров «Изготовление шахматных досок». Как интересно!
Емеля. А что такое шахматная доска?
(На интерактивной доске появляются слайды и один из детей рассказывает)
Ребенок. Шахматная доска – это место, где проводится шахматная партия, то есть своеобразный полигон для ведения военных действий. Как сказали бы любители компьютерных стратегий «карта». О шахматной доске можно сказать следующее:
1. Всего на доске 64 клетки, из которых 32 «белые» и 32 «черные». Соответственно шахматная доска - это квадрат 8 на 8 клеток.
2. Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть черной.
Теперь ты знаешь, что собой представляют в целом шахматы и как выглядит шахматная доска.
Далее предстоит узнать, как располагаются шахматные фигуры на этой доске. Для этого, вам предстоит посетить другой остров «Шахматные фигуры». Счастливого пути!
(Дети садятся на ковер самолет, под магическую музыку «приземляютс» на следующем острове)
Остров «Шахматные фигуры».
Воспитатель. На этом острове живут шахматные фигуры. У каждой фигуры свой дом на шахматной доске. Емеля, хочешь научится расставлять фигуры на шахматной доске.
Емеля. Конечно хочу. Ведь с расстановки фигур начинается шахматная игра.
(Один из детей выходят к интерактивной доске и рассказывает о расстановке шахматных фигур, другие дети расставляют фигуры на шахматной доске).
Ребенок. В каждой армии соответственно по одному королю и ферзю, по две ладьи, два слона, два коня и по восемь пешек. Получается у каждой стороны по 16 фигур в начале игры. Всего на доске 32 фигуры, то есть в начале партии занято ровно 50% всей доски. Начальная позиция выглядит так: (показывает слайд)
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
Воспитатель. Молодцы, ребята, научили Емелю расставлять фигуры на шахматной доске. А Емеля, очень хорошо слушал и расставил фигуры правильно.
Теперь пришло время познакомиться с каждой фигурой лич
(Дети выходят по одному и рассказывают о шахматных фигурах, воспитатель помогает)
Пешка (девочка). Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая не может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед. После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход. Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево. Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает.
Пешка (девочка).
Я пешка. Ход мой- прямо,
Удар наискосок!
А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать!
Конь (мальчик) Конь – самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Номинальная ценность коня – 3 очка. Конь ходит буквой «Г».
Конь (мальчик).
Коня горячего лишь тронь,
Он вверх взовьётся как огонь!
Когда важнее силы сметка,
Коня, коня зовёт игрок…
И скачет конь породы редкой
Через фигуры, через клетки,
Как буква «Г» его скачок!
Слон (мальчик) Это сильная, дальнобойная фигура. Слон примерно равноценен коню. Его номинальная ценность составляет также 3 очка. Однако их тяжело сравнивать. Считается, что слон чуть сильнее коня. Но здесь многое зависит от характера играющего и от требований позиции на доске. Конь и слон считаются в шахматах «легкими фигурами». Звучит, конечно, странновато, в жизни их легкими никак не назовешь. Но, как назвали, так назвали. Слон ходит и наносит удары только по диагонали во все стороны и на любое расстояние.
Слон (мальчик).
Он на слона похож едва ли
Хотя зовём его мы- слон.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он!
Похожий на солдата в каске,
Слон очень любит делать связки!
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
Ладья (девочка) Наравне с ферзем, считается тяжелой фигурой. Её номинальная стоимость 5 очков. Ладья считается сильной, но при этом прямолинейной и не очень маневренной фигурой. «Эту фигуру в войне можно сравнить с пушкой. Стреляет сильно и далеко. Ввиду её высокой номинальной стоимости лучше её беречь и держать немного оттянуто, не пуская в гущу событий», такое лирическое отступление о ладье приводит один из итальянских шахматных преподавателей. Итак, ладья ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры. Все, что было сказано про ограничение слона, касается и ладьи.
Ладья (девочка)
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали, диагонали.
Зато умеет делать ловко
Ход необычный- рокировку!
Её манё вр- сплошной кроссворд:
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву тихий ход,
Но вот удар и враг в печали!
Ферзь (мальчик) – самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. не может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме.
Ферзь (мальчик)
Самый смелый- это ферзь.
На него ты зря не лезь!
Он по многим клеткам
Бьет и очень метко!
Увлечь других, отбить, напасть-
И рисковать всё это время:
Ферзю дана большая власть
Не в удовольствие, а в бремя.
Король (мальчик) – самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна. С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника.
Король (мальчик)
Запомни основную роль
Играет в шахматы король!
У короля короткий шаг,
Он осторожен близок враг…
Когда ему объявят шах-
Сигнал тревоги, но не крах.
А если он получит мат,
Сдастся сразу весь отряд!
Ребёнок. Цель игры в шахматы заключается в том, чтобы привести неприятельского короля к гибели – дать ему мат. Гибель короля означает проигрыш партии. Когда король атакован какой-либо фигурой, то он находится под шахом. По правилам игры король должен быть защищен от шаха.
Воспитатель. Емеля, ты запомнил, что собой представляет каждая шахматная фигура и какова цель шахматной игры?
Емеля. Да, очень хорошо запомнил. Шахматные фигуры очень доступно и понятно все объяснили.
Воспитатель. На этом острове мы всё узнали о шахматных фигурах, двигаемся дальше.
«Правильный остров»
Емеля. А что значит Правильный остров? Что это за остров такой? И кто на нем живёт?
Воспитатель. Ребята, объясните, пожалуйста, Емеле.
Дети. На этом острове живут правила, которые надо соблюдать при игре в шахматы.
(Дети и объясняют правила)
Первое правило «Тронул – ходи». Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Второе правило – ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры.
Третье правило - нельзя взять обратный ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью.
Четвертое правило – если во время или после окончания партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается.
Пятое правило – если во время или после окончания партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.
Воспитатель. Емеля, я думаю, что этих правил пока будет для тебя достаточно.
Мы отправляемся дальше и впереди нас ждет самый главный последний шахматный остров «Игровой».
Емеля. А я знаю, что это за остров. Там играют в шахматы!
Ребенок. Ты прав Емеля. На острове играют в шахматы, проводят шахматные турниры и сеансы одновременной игры.
Емеля. А что такое – сеанс одновременной игры?
Воспитатель: А, вот прилетим на игровой остров, сам всё и увидишь.
Игровой остров
Воспитатель. Ребята, мы приземлились. Приглашаю всех на физминутку.
Физкультминутка «Поприветствуй соперника» Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи, пешки, короли, ладьи, слоны, кони…
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- коней– попрыгать,
- ладей – повернуться вокруг себя,
- ферзей – дать «пять»,
- королей – обняться.
(Выходит ребенок и исполняет роль магистра шахматной игры)
Магистр. Здравствуйте, ребята. Очень рад видеть вас снова на нашем острове. Я узнал вас. Ваше участие в шахматном турнире в марте месяце оставило у меня очень хорошее впечатление. По правде сказать, я был очень удивлен, что за такой короткий срок, вы научились играть в шахматы совсем неплохо. Что же вас привело на остров снова?
Ребенок. Уважаемый магистр! Наш гость Емеля очень хочет научиться играть в шахматы. И мы, чтобы заинтересовать его, решили показать все острова шахматной страны.
Магистр (обращается к Емеле). Емеля, что тебе показать? Шахматную партию, шахматный турнир, сеанс одновременной игры?
Емеля. Я бы очень хотел посмотреть сеанс одновременной игры.
Магистр. Я лично проведу такую игру
(Трое детей садятся за столы, раскладывают шахматы на досках, Магистр проводит игру)
Магистр. Ну что, Емеля, понравилась тебе наша игра?
Емеля. Очень понравилась. Меня вообще очень заинтересовали шахматы. Очень хотел бы научиться играть в них.
Магистр. Емеля, в детском саду «Сказка», в группе «Ручеек» очень способные дети, которые за короткий срок научились играть в шахматы. Я думаю, они не откажут тебе и научат. Только надо очень постараться. Тебе нужно быть очень внимательным, трудолюбивым и прилежным учеником. А их педагог Елена Владимировна тебе в этом поможет.
Емеля. Спасибо, уважаемый магистр, я буду очень стараться.
(Все прощаются с Магистром, садятся на ковер-самолёт и покидают «Игровой остров»)
Воспитатель. Впереди вижу остров! Прочитайте его название, пожалуйста.
Дети. Подготовительная к школе группа «Ручеек».
Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, вот мы и вернулись из нашего увлекательного путешествия по шахматным островам. Емеля, а как тебе наше путешествие, понравилось?
Емеля. Очень! Меня очень заинтересовали шахматы. Я хотел бы попросить Вас научить меня играть в шахматы.
Воспитатель. Конечно научу, а ребята мне в этом помогут. Я составлю тебе расписание занятий.
Емеля. Спасибо всем огромное! (Емеля прощается и уходит)
Воспитатель. Ребята, поделитесь и вы своими впечатлениями. Что в нашем путешествии заинтересовало особенно и хотели бы вы отправиться на шахматные острова еще раз? (Дети высказывают своё мнение)
Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать
И закалит тебя.
Научит думать и решать,
Как верный делать ход,
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Учитесь в шахматы играть –
Мудрейшая игра.
Ее секреты разгадать
Вы сможете тогда.
Г. Кайгородов