Елена Черникова
Конспект открытого занятия «Ремесленная лавка» в соответствии с ФГОС (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческие способности дошкольников через декоративно-прикладное искусство
Задачи:
• Создать психологически комфортную обстановку, условия для самостоятельной творческой деятельности детей, стимулировать творческую активность;
• Расширять представления о декоративно-прикладном искусстве — как неотъемлемой части народной культуры, познакомить с некоторыми фактами его истории;
• Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус, аккуратность в работе;
Публикация «Конспект открытого занятия „Ремесленная лавка“ в соответствии с ФГОС (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• Развивать воображение, абстрактное и пространственное мышление, сенсорное восприятие (глазомер, чувство цвета, ритма, пропорций, интеллектуальные способности, мелкую моторику рук, совершенствовать технические навыки владения кистью и другими («нетрадиционными») инструментами для рисования.
Используемые средства: проектор с экраном, аудиозапись «балалаечных наигрышей», плакаты с элементами народных росписей, керамические игрушки, столы, клеенки, вода, кисти, ватные палочки, тонкие деревянные палочки, наборы гуаши, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, листы бумаги для палитры.
Планируемый результат: воспитанники самостоятельно объединяются в микрогруппы, создают коллективную декоративную композицию на объемной керамической игрушке, используя некоторые элементы народных промыслов.
Примерный ход мероприятия:
1. Организационная часть
Воспитатель: Мир вашему дому! Здравствуйте, люди добрые – дети и взрослые. Я пришла издалека. Смотрю… Времени у нас с вами в достатке. Дела поделаны, все в порядке. Я на вас погляжу, о людях мастеровых расскажу.
Но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг, назовем свое имя и улыбнемся. С кого начнем?
Игра в кругу «Знакомство»
Вот и познакомились! Ребята, я хочу предложить вам организовать у вас в группе «ремесленную лавку».
Вы уже что-нибудь слышали об этом? (ответы детей)
Рассказ воспитателя о ремесленниках, «Ремесленной лавке»
«Ремесленная лавка» - так в старину называли маленький уютный магазин, где мастера вели торговлю предметами своего труда. Люди приходили, любовались и приобретали понравившиеся им товары, были там и игрушки для детей. Чтобы изделия пользовались спросом, их делали не только прочными, но и яркими, нарядными, радующими глаз. Трудились на славу!
Ребята, а вы знаете пословицы о труде?
Рассказывают или читают пословицы о труде.
А вот о каком ремесле у нас пойдет речь, узнаем, если вы догадаетесь, на что это похоже.
Воспитатель показывает детям куски сухой глины.
Посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Да, ребята, это самая обычная глина, которую можно увидеть на обочинах дорог.
Давайте присядем и обратим внимание на экран. (Просмотр презентации о глиняных народных ремеслах)
С древних времен и до наших дней жизнь людей неразрывно связана с глиной. На Руси это было одно из важнейших ремесел, ведь из глины делали буквально все: от кирпича для постройки домов до кухонной посуды и игрушек для детей. Постепенно это стало народным промыслом.
А вы знаете, что нужно сделать, чтобы глиняные изделия стали твердыми и прочными? (ответы детей)
Это называется обжечь в печи при очень высокой температуре. Тогда они становятся твердыми, как камень.
А что нужно сделать, чтобы они радовали глаз? (ответы детей)
Да, ребята, их нужно расписать.
Издавна каждая местность славилась своими умельцами. Они создавали своеобразный самобытный стиль росписи, их творчество служило источником вдохновения для многих поколений мастеров.
Давайте посмотрим на экран. Вы узнали эти игрушки? Давайте проверим? А эти игрушки вам знакомы? Нет? Давайте прочитаем. А эти?
Воспитатель показывает игрушки (дымку, филимоновскую и каргопольскую) на слайдах.
Ребята, вы заметили, чем игрушки отличаются друг от друга, какими элементами росписи? (ответы детей)
Дымковская лошадка – круги, точки, полосы.
Филимоновские поросята – яркие полосы, треугольники, веточки, круги, похожие на цветы.
Каргопольская лиса с петушком – цвет игрушки яркий, насыщенный, расписана прямыми и волнистыми линиями, точками, узором, напоминающим цветочный орнамент.
Я не зря обратила ваше внимание, на отличия …. Я хочу вам предложить попробовать себя в роли ремесленников – художников, мастеров игрушки. Хотите?
Тогда давайте встанем в круг и приготовим свои руки для работы.
Физминутка (пальчиковое упражнение)
Наши руки готовы к работе. Ребята, вы будете расписывать самые настоящие керамические игрушки. Художественно – ремесленная мастерская ждет вас.
Только вот незадача! Мы с мастерами приготовили для вашей лавки всего 4 игрушки. Процесс то трудоемкий. Я ведь не знала, что в вашем детском саду столько творческих ребят – будущих художников.
Народные мастера обычно объединяются в артели. Может быть, вы тоже как-то объединитесь? Выбирайте игрушки.
Практическая часть
Дети самостоятельно объединяются в микрогруппы.
Самостоятельно (или – при необходимости – с помощью воспитателя) договариваются о выборе для своей микрогруппы игрушки для росписи.
Договариваются о том, кто, каким способом, какую часть игрушки будет расписывать.
Расписывают игрушки, под звуки «балалаечных наигрышей».
Воспитатель (при необходимости) оказывает индивидуальную помощь ребенку, который в ней нуждается (вопрос, совет).
Анализ:
Закончили? Я предлагаю пойти к соседям, посмотреть, что у них получилось.
Попробуйте определить, элементы какой росписи здесь использованы. А вы согласны? Смотрим все игрушки.
Ребята, ваши игрушки достойны быть представленными в ремесленной лавке, я вам предлагаю организовать ее, и пригласить гостей. А я вынуждена с вами попрощаться. Прежде чем я уйду, хочу вам сказать, что получила огромное удовольствие от общения с вами. А вам сегодня было интересно? Что вам понравилось? (Ответы детей)
Удачи вам, ребята, и до свидания!