Марина Жаворонкова
Конспект открытого занятия по рисованию капустными листьями и ватными палочками «Зимние фантазии» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным методом:
капустными листами (пекинская) и ватными палочками «Зимние фантазии" в старшей группе.
Цель занятия : научить детей создавать изображение природных объектов нетрадиционными методами - с помощью капустных листов и ватными палочками способом нанесения отпечатков.
Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию капустными листьями и ватными палочками „Зимние фантазии“ в старшей группе» размещена в разделах
- Ватные палочки. Рисование ватными палочками
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи занятия :
• познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования зимнего пейзажа : капустными листами и ватными палочками
• учить детей самостоятельно формировать композицию рисунка зимнего пейзажа,
• уточнить и расширить представления детей о времени года - о зиме;
• развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественных произведений;
• через изобразительное искусство и музыку воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю;
• воспитывать у детей аккуратность при работе с красками;
• развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
• развивать восприятие чувства цвета.
• развивать интерес детей к творческой деятельности, побудить желание проявлять свои чувства и эмоции в творчестве.
Материалы:
• клеёнка на парту,
• тонированный лист бумаги,
• кисти для рисования,
• гуашь,
• баночка-неразливайка,
• салфетка для рук,
• листья пекинской капусты, ватные палочки,
• рисунок педагога.
Ход занятия
В: Здравствуйте ребята, как ваше настроение?
Д: Хорошее!
В: А что бы настроение было отличное, давайте встанем с вами в круг и дружно скажем:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: Сегодня я вас приглашаю в творческую мастерскую "Акварелька". Проходите, присаживайтесь. Давайте вспомним с вами правила поведения в творческой мастерской:
Не шумим, слушаем внимательно, никого не отвлекаем, аккуратно пользуемся красками, кисточками.
В: Ребята, а какой сегодня день по календарю. (1 декабря)
- Почему «1 декабря» особенный день?
Д: По календарю это первый день первого зимнего месяца
В: А какие еще Вы знаете зимние месяцы?
Д: Январь и февраль
В: Верно.
-В: А как мы определяем, что наступила зима? Что изменилось в природе с приходом зимы?
Д: ответы
В: А чем особенным красива зима, за что мы её любим? Почему для нас она такая особенная, красивая?
Д: ответы
В: Да, ребята зима – невероятно красивое время года, сама она создает невероятные волшебные узоры.
Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Волшебница-Зима». (Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро»).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистым и коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
Д: ответы В поле (в парке, лесу, на снежной дороге) и др.
В: Что-то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?
Дети. Да, хотим.
В: А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:
Тары-бары, растабары
Елки- палки,каламбей,
Шуры-муры, шары-вары,
Самба-мамба, милки-вэй.
(дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство. в это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем.)
Вот мы и в гостях у Зимушки- Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «На тройке».)
В: Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?
Дети. у снежинок.
В: Снежинки - слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», l-я часть) воспитатель читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:
. Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Д сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. " Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!.
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула.
Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные
серьги из-под белого одеяла виднеются. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
В. Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима.
А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка "Зимний лес"
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (Руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, (Движение "фонарики" и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся. (Кружась приседают)
Вот и зайка проскакал, (Прыжки)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, (Имитируют "волчью" походку)
Он себе добычу ищет!
Не найдет тогда он нас! (Приседают, прячась)
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон)
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири, (Имитируют полет птиц)
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой. (Ходьба на месте)
Садятся на свои места.
В. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж с помощью листьев пекинской капусты. Но сначала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Практическая часть
Ну, что готовы почувствовать себя настоящими художниками? Перед тем как мы приступим я вам покажу, как это делается. Я Беру кисть с толстым ворсом, набираю ею белую краску и наношу на капустный лист по ребристым поверхностям. Я это делаю быстро, чтобы краска не высохла, но и не стекала с листа. Затем я аккуратно переворачиваю листок и делаю с его помощью отпечаток на голубом листе. Что у меня получилось? (дерево, покрытое снегом). Деревьев можно сделать несколько (например, 2) на листе. И дать им подсохнуть немного. А капусту аккуратно положить на салфетку рядом, на край стола, чтобы он нам не помешал. Не нужно делать очень много деревьев!
Далее мы прорисуем стволы деревьев кистью с тонким ворсом черной или коричневой краской. Берем черную или коричневую краску кончиком кисти, не много и легкими движениями, слегка прикасаясь к листу бумаги, наносим краску.
В: Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
Д. ответы детей.
В: Конечно, нет сугробов, нет падающего снежка.
В: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием. Вставайте из-за своих мест и выходите ко мне.
Заклинания зимы
(отрывок)
. Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
(М. Пожарова)
Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их повить руками
И покажем дома маме.
(дети nоднимают руки над головой и делают движения, словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания - руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы Идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся на места.)
В: Давайте изобразим сугробы с помощью кисти с толстым ворсом и белой краски, а падающий снег - с помощью ватных палочек.
Итог занятия
В: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
В. читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку п. Чайковcкoгo
(l--я симфония, 2-я часть) :
***
Чародейкою-Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
В: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А что было трудновыполнимым?
Всем спасибо за отличную работу и за внимание! Вы настоящие художники! Вы меня очень порадовали! Я вами горжусь!