нина баранова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Встречи в деревне»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВСТРЕЧИ В ДЕРЕВНЕ»
Цель: закреплять знания народных и авторских сказок о животных.
Образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
Обучающие: закреплять знания русских народных сказок, их названия, имена персонажей, побуждать эмоционально откликаться на события, происходящие в сказках, сопереживать их героям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивающие : развивать навыки театрализованной деятельности.
Воспитательные: вызывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать чувство взаимовыручки.
Материал: картинки с изображением домашних животных и загадками о них;
предметные картинки на шпажках с героями сказки «Кто сказал «мяу» для драматизации;
макет домика, собачьей будки и др. декорации для драматизации;
«пятачки» трёх поросят;
мягкая или резиновая игрушка гусь.
Предварительная работа: отгадывание загадок, составление загадок по теме;
чтение русских народных сказок, сказок С. Маршака, К. Паустовского, В. Сутеева, Г. Остера, английской сказки «Три поросёнка»;
драматизация сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»;
разучивание стихов и песен о домашних животных;
рисование и лепка домашних животных.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Я расскажу вам историю про Петю, а вы послушайте.
Во время летнего отпуска семья Ивановых познакомилась с чудесной женщиной – тётей Машей. Она жила в деревне и пригласила к себе на выходные всю семью.
Стояла золотая осень. Вечером в пятницу мама, папа и шестилетний Петя приехали в деревню. Мальчик ещё ни разу там не был. Послушайте, с кем встретился Петя на следующий день.
Утром он проснулся пораньше, чтобы познакомиться с новым местом. Вдруг Петя увидел.
У порога плачет,
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Петя сразу узнал его. А вы?
Дети: Это кот.
Здесь и далее при назывании детьми отгадки воспитатель вывешивает на доску картинку с соответствующим изображением.
Воспитатель: Вспомните, в каких сказках кот, кошка или котёнок является главным героем.
Дети: В сказке Шарля Перро «Кот в сапогах»; Маршака: «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом»; Остера «Котёнок по имени Гав», Паустовского «Кот-ворюга» и Сутеева «Кто сказал «мяу?»; в русских народных сказках «Кот, лиса и петух», «Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».
Воспитатель: А давайте попробуем сыграть сказку «Кто сказал «мяу?»
Проводится драматизация сказки В. Сутеева.
оспитатель: Молодцы! А я продолжаю историю про Петю. Вышел он во двор и увидел, что кто-то бежит по дорожке. Но кто это, Петя не знал.
С бородою родится –
Никто не дивится.
Как вы думаете, кто это был? (Козёл)
Воспитатель: В каких сказках вам встречались такие персонажи, как козёл, коза, козлёнок?
Дети: В русских народных сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Верно. Скажите, какая мама Коза в сказке?
Дети: Заботливая, добрая, любящая, смелая. Она спасла своих козлят.
Воспитатель: Сейчас проверим, знаете ли вы, как «говорят» домашние животные: я начну предложение, а вы закончите. Но произносить вы должны с заданной интонацией.
Речевая игра «Голоса домашних животных».
Громко:
Кто похлёбку съел мою? –
Свинка хрюкает: хрю-хрю.
Тихо:
Дайте свежей травки мне! –
Блеет козочка: мее-мее.
Грустно:
Молочка налили мало! –
Кот мяукал: мяу-мяу.
Весело:
Хватай вора за рукав! –
Пё с залаял: гав-гав-гав.
Быстро:
Мой хозяин далеко! –
Ржё т лошадка: и – го – го.
Медленно:
Где телёнок? Не пойму! –
Замычит корова: му-у-у.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А я продолжу рассказ о Пете. Походил мальчик по двору, заглянул под кустик. А там…
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
Кто это? (Кролик). Да, это был кролик. Петя погладил его, поиграл с ним. Мальчик понял, что кролик - очень доброе, безобидное животное.
Воспитатель: Послушайте сказку «Вежливый Кролик».
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
-Здравствуйте, добрая пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
-Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! – И бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Дети, понравилась вам сказка? (Да). Что помогло Кролику спасти свою жизнь? (Вежливость. Хорошее воспитание). Что ещё вы можете сказать о Кролике – персонаже сказки? (Он был не очень смелый, но сообразительный: сразу узнал голос Змеи и быстро убежал.)
Воспитатель: Слушайте продолжение истории о Пете. Он услышал, что в сарае кто-то возится и пыхтит. Петя заглянул в сарай и увидел там…
Лежит замарашка
В щетинистой рубашке –
Хвост крючком, нос пятачком.
Кого увидел Петя? (Свинью). Верно. Она ела корм. Петя послушал, как свинья чавкает. И снова вышел во двор.
Воспитатель: Как называется детёныш свиньи? (Поросёнок.) В какой сказке живут несколько поросят? (В английской народной сказке «Три поросёнка»). Вы помните их песенки? (Да.)
Трое детей берут носы-«пятачки» поросят и поют, остальные им подпевают и выполняют движения под музыку.
Физкультминутка «Песенка поросят»
Никакой на свете зверь
Не откроет эту дверь
Хитрый, страшный-страшный зверь
Не откроет эту дверь.
Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, да!
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, да!
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый, страшный волк?
Воспитатель: Молодцы, поросята! А теперь послушайте историю про Петю дальше. Мальчик очень обрадовался, когда узнал того, кто сидел на заборе.
А вы узнали бы? Отгадайте загадку.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Воспитатель: Петух громко запел: «Ку-ка-ре-ку!» Петя в ответ: «Здравствуй, Петушок – Золотой гребешок!» - и залюбовался красивой птицей.
Воспитатель: В каких сказках вам встречался петух?
Дети: В русских народных сказках «Лиса и заяц», «Петух и лиса», в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты».
Воспитатель: Из какой сказки эти строчки:
Петушок, Петушок –
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Дети: Из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Что можно сказать о петушке из этой сказки? Кто спасал петушка? Кто в сказке самый умный? А хитрый? (Ответы детей).
Воспитатель: Во дворе Петя увидел ещё одну птицу. Отгадайте какую.
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки.
Беги без оглядки! (Гусь).
Да, это был большой белый гусь. Давайте поиграем с нашим гусем. Я буду разговаривать с ним, он будет отвечать, говорить о себе «я», а вы должны повторить его слова, заменяя слово «я» на «он» (например, Га-га-га, да-да-да, Ем отлично я всегда. А вы будете говорить: Га-га-га, да-да-да, ест отлично он всегда)
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять.
Гусь, ты просишь есть опять?
Гусь:
Га-га-га, да-да-да,
Ем отлично я всегда!
Дети:
Га-га-га, да-да-да,
Ест отлично он всегда!
Воспитатель:
Я едва мигнуть успел –
Ты две миски каши съел!
Гусь:
Га-га-га, да-да-да,
Это вовсе не беда!
Дети:
Га-га-га, да-да-да,
Это вовсе не беда!
Воспитатель:
Хочешь, дам тебе конфет,
Ты их любишь или нет?
Гусь:
Га-га-га, да-да-да,
Я не ем их никогда!
Дети:
Га-га-га, да-да-да,
Он не ест их никогда!
Воспитатель:
Очень ты собой хорош,
Где ещё таких найдёшь?
Гусь: Га-га-га, да-да-да,
Я красавец хоть куда!
Дети:
Га-га-га, да-да-да,
Он красавец хоть куда!
Воспитатель: После встречи с гусем Петя решил идти дальше. Сделал шаг и остановился от испуга, потому что увидел…
Голодная – мычит,
Сытая – жуёт,
Всем ребятам молоко даёт.
Кого испугался Петя? (Коровы) Она ласково замычала и не тронула мальчика.
В какой сказке мы встречаем корову? («Хаврошечка») Какой была коровушка? Почему вы так думаете?
Воспитатель: Петя заторопился обратно в дом, чтобы рассказать родителям, кого он видел. Но войти в дом не смог. Догадайтесь, почему.
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
Кто же преградил Пете путь? (Собака).
А знаете ли вы сказку, где героями были собаки? («Заюшкина избушка»). Кто из героев поступил несправедливо? А кого можно назвать справедливым в этой сказке? Как поступили собаки: справедливо или нет?
Воспитатель: Когда собака не пустила Петю в дом, вышла тё тя Маша и сказала: «Тузик, не трогай Петю, он мой гость, и ты подружись с ним». Тузик вильнул хвостом, а Петя его погладил.
Весь день друзья вместе гуляли и играли.
Воспитатель: Вот так закончилась история про Петю. Сегодня вы отгадали очень много загадок. Про кого были эти загадки? Поднимите руку те, у кого есть домашние животные. За что вы их любите? (Ответы детей.)
Воспитатель: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом с нами, кормят и поят, одевают и обувают нас, дарят нам свою привязанность, тепло и ласку.
Трое детей читают стихотворение Т. А. Шорыгиной «Домашние животные».
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышней,
Нам кошка-мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной темногривый –
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Литература:
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателя детского сада. – М. :Просвещение, 1985.
Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Читаем детям. Книга для чтения в детских садах. – М. : Просвещение, 1991.
Шорыгина Т. А. Домашние животные: какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. :ГНОМ и Д, 2008.