Ксения Касаткина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушина» с использованием развивающей среды Фиолетовый лес и коврографа Ларчик В. В. Воскобовича.
Цель занятия : учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Пересказ рассказа „Еж“ Е, Чарушина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Образовательные: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно с помощью вопросов воспитателя и сюжетных картин. Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж, Выделять звук из слова, четко произносить чистоговорки, насыщенные данным звуком.
Развивающие : развивать умение детей отвечать полным предложением фраз состоящих из 3-4 слов: развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать других, не перебивая.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок про животных, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: игрушка ёж, коробочка, вырезанные следы ежа, листочки с заданиями, сюжетные картинки для пересказа, коврограф «Ларчик», зажимы и веревочки, предметные картинки, персонаж для игры на коврографе еж и ежата из фетра.
Ход занятия.
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – нам птица поёт (вить – вить,
Доброе утро – скажет нам кот (мяу – мяу,
Доброе утро жужжит нам пчела (ж – ж – ж,
Доброе утро – лягушка сказала (ква – ква,
Доброе утро – нам мышь пропищала (пи – пи,
Даже ползучий пятнистый питон:
«Доброе утро!» – вымолвил он (ш – ш – ш,
Доброе утро – шумят тополя (ля – ля – ля,
Доброе утро родная Земля!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Осень, правильно.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слова»
Игра «Подбери слова»
Воспитатель: Давайте расскажем, осень (какая) – золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (какой) – солнечный, дождливый, пасмурный, хмурый.
Деревья (какие) - красочные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые.
Ветер (какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.
Листья (какие) - разноцветные, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.
Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых слов вы знаете об осени.
Воспитатель: Ребята, а это что за лист? Откуда он?
Дети: Этот листик из сказочного Фиолетового леса.
Воспитатель: Значит, ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В Фиолетовый лес
Появляется пчелка Жужа.
Пчё лка Жужа:
Жу – жу, жу- жу
Я от радости жужжу!
Здравствуйте, ребята!
Все: Здравствуй, пчёлка ЖУЖА!
Пчё лка: Я слышала чудесные звуки леса. Как поют комарики (З -З, ветерок (С-С, как поют птицы (чик – чирик, (ку – ку, Квакают лягушки (ква – ква).
- А в моём сказочном фиолетовом лесу никогда не было осени. Я даже представить не могу, какое это красивое время года.
Воспитатель: И правда, Жужа, как-то здесь у вас тихо и пусто. Но как нам помочь сказочному лесу? Я думаю, нам для этого нужно создать осеннюю картинку.
Воспитатель: Посмотрите, и мышки в нашем лесу решили украсить полянку красивыми, яркими листиками и выложить из них дорожку.
Воспитатель: А эта цветная дорожка привела нас к необыкновенному жителю.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий,
Угадайте, это кто же,
Ну, конечно, это? (ежик)
Воспитатель: Ребята, какой интересный еж, на спинку листочки собрал! Листочки не простые, на них задания речевые. Вы готовы выполнить его задания?
Воспитатель: Что же придумал еж для нас? Давайте узнаем, вот первое задание.
Еж хочет чтобы мы проговорили чистоговорку.
Чистоговорка «Ежик»
«Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу подошли мы к ежу
Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа
Жок-жок-жок надень ежик сапожок»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, справились с первым заданием, отдохнули, а сейчас присаживайтесь поудобнее, приготовьте свои ушки и глаза, я прочитаю вам удивительный рассказ, автор которого детский писатель Евгений Чарушин, называется «Ёж». А вы внимательно послушайте, потом мы узнаем, кто из вас был самым внимательным и лучше всех запомнил содержание рассказа.
Рассказ «Ёж» Е. Чарушин
«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес».
Воспитатель: Вам понравился рассказ? О чем говорится в этом рассказе?
Воспитатель: Где ходили ребята?
Дети: Ходили ребята по лесу.
Воспитатель: Кого нашли ребята в лесу?
Дети: Ребята нашли ежа.
Воспитатель: Что сделал ежик со страху?
Дети: Со страху свернулся шариком?
Воспитатель: Что сделали ребята с ежом?
Дети: Закатали в шапку и домой принесли, дома дали молочка.
Воспитатель: А что делал еж?
Дети: Сначала лежал не шевелился, потом развернулся, высунул нос и начал есть молоко.
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Ребята занялись другим, зазевались, а ежик удрал.
Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю с помощью сюжетных картинок пересказать рассказ.
На столе лежат сюжетные картины. На каждую часть каждый ребёнок выходит, выбирает и закрепляет на коврографе картинку и рассказывает по плану : начало, продолжение, конец.
Воспитатель: Какие вы молодцы, очень хорошо пересказали рассказ.
Воспитатель: Ребята, у нас осталось еще одно задание, помочь ежу дойти до своих ежат. Скажите ребята, какой согласный звук вы слышите в конце слова?
Ответ детей: Звук Ж.
Воспитатель: Правильно, на коврографе расположены предметные картинки, в словах которых встречается звук Ж. Нужно проложить ежу путь через них.
Игра «Найди звук в слове» на коврографе.
На коврографе вывешивается картинки предметов. Ребенку предлагается веревка, с помощью которого он протягивает путь. Веревкой обводит картинку в словах, где есть звук, где нет, обходит снизу, пока еж не дойдет до ежат.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и помогли ежу добраться до своих ежат.
Итог занятия :
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Кто мне напомнит, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? А кто написал этот рассказ? А кого мы сегодня с вами встретили? Какие задания нам предложил ежик? Вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось выполнить?
Для вас задания были трудными? Вы все справились?